С увеличением популярности компактных и маломощных транспортных средств, таких как мопеды, пит-байки, квадроциклы и легкие мотоциклы, возник правовой вопрос: кто имеет право ими управлять? Часто на дорогах можно увидеть молодых людей, которым на вид всего одиннадцать или четырнадцать лет, лавирующих на мопедах или мотороллерах. Являются ли они полноправными участниками дорожного движения или им следует оставаться на территории двора? Обязаны ли владельцы мотороллеров иметь права? Нужно ли регистрировать мопеды в ГИБДД и проходить техосмотр? И что случится, если несовершеннолетние попадут в ДТП?
Попробуем прояснить эти вопросы.
МОПЕД – КАК МНОГО В ЭТОМ СЛОВЕ…
Для начала давайте уточним, что именно закон подразумевает под терминами «мопед», «скутер», «мотороллер». В ПДД отсутствуют термины «скутер» или «мотороллер», есть только «мопед». В России мопед – это двух- или трехколесное транспортное средство с двигателем объемом не более 50 куб. см и максимальной скоростью до 50 км/ч. К мопедам также приравниваются велосипеды с подвесным двигателем, мокики и другие транспортные средства с аналогичными характеристиками. Таким образом, основным критерием являются объем двигателя и скорость.
На мопеде (и аналогичных транспортных средствах) можно ездить с 16 лет, что означает возможность выезжать на дороги общего пользования. На велосипеде по дорогам разрешено ездить с 14 лет. С 1 апреля 2014 года введена категория «М» для мопедов, но обучение по этой категории пока не проводится (программы обучения еще разрабатываются). Поэтому сейчас водителям скутеров и мопедов не стоит опасаться штрафов за езду без прав – сотрудникам ГИБДД дано указание не штрафовать пока водителей двухколесного транспорта, давая им время на подготовку. Однако, со временем, получение категории «М» станет обязательным.
Напоминаем, что согласно п. 24.2. ПДД, велосипеды и мопеды должны двигаться только по крайней правой полосе, в один ряд и максимально правее. При этом у мопеда должен быть включен ближний свет. Однако, здесь есть нюанс: крайне правый ряд часто занят автобусами, которые приходится обгонять, что приводит к частичному нарушению ПДД. Допускается движение по обочине, если это не мешает пешеходам.
Помните: мопед (скутер) – это одноместное транспортное средство. Без нарушения ПДД водитель мопеда может перевозить только ребенка до 7 лет, и пассажир-подросток уже незаконен. Еще одно строгое требование – наличие мотошлема. В этом водители скутеров не отличаются от водителей мотоциклов.
Мопедам запрещено, цитируем: «поворачивать налево или разворачиваться на дорогах с трамвайным движением и на дорогах, имеющих более одной полосы для движения в данном направлении». Передвижение по городу, соблюдая это правило, может быть довольно затруднительным.
Кстати, о правах. Напоминаем, что с апреля 2014 года изменена классификация водительских категорий. Ранее существовали пять категорий: «А» – все мотоциклы, «B» – автомобили до 3,5 тонн, «C» – автомобили более 3,5 тонн, «D» – пассажирские авто, имеющие более 8 мест (не включая водителя), и «E» – составы транспортных средств (грузовые автопоезда или сочлененные автобусы). Теперь количество категорий увеличилось до десяти, при этом появилось еще шесть подкатегорий.
С 1 апреля 2014 года введены новые категории в водительских удостоверениях для двух-, трёх- и четырёхколёсных транспортных средств: «М» — для мопедов и лёгких квадроциклов, «А1» — для лёгких мотоциклов с объёмом двигателя до 125 кубических сантиметров, «А» — для мотоциклов, «В1» — для квадроциклов и трициклов (ранее для управления мопедом и скутером права не требовались).
Для легковых автомобилей сохранилась категория «В», но для управления автомобилем с прицепом потребуется категория «BE».
Водители грузовых автомобилей категории «С», а также автобусов категории «D» теперь разделены на подкатегории. Для перевозки групп до 16 человек достаточно будет иметь права категории «D1», а для управления пикапами и другими грузовыми автомобилями с грузоподъёмностью до 7,5 тонн потребуется подкатегория «С1». ГИБДД обещает, что обучение и сдача экзамена на подкатегорию будут проще, чем на категорию.
Для начинающих водителей, особенно девушек, важным нововведением стала специальная отметка «АТ», которая обозначает право управления транспортным средством с автоматической коробкой передач. Водители, сдавшие экзамен на МКПП, смогут управлять автомобилями с любой трансмиссией.
Те, у кого уже есть права старых категорий, могут не волноваться – пересдавать на подкатегории не нужно (если у вас права категории «В» старого образца, вы автоматически можете водить транспортные средства категории ВЕ и В1 – квадроциклы, трициклы, или буксировать прицеп). Старые права будут действительны до истечения их срока, и при обмене на новые пересдавать экзамены также не потребуется. Таким образом, новые правила актуальны для тех, кто получает права впервые или желает открыть новую категорию.
Мопеды и скутеры пока не нужно регистрировать в ГИБДД, получать на них номера или оформлять ОСАГО. Однако, если у скутера есть ПТС (полученный при ввозе из-за границы), то есть основание зарегистрировать скутер в ГИБДД и застраховать его. Это приведёт к необходимости прохождения ТО. Вы можете не регистрировать скутер и ездить на нём, имея только ВУ, но если есть ПТС и желание обезопасить себя в случае ДТП (например, если случайно заденете дорогую машину), имеет смысл получить номера и оформить ОСАГО.
Даже без ПТС вы можете оформить ДСАГО (добровольное страхование), выбрав страховой лимит, в пределах которого при наступлении страхового случая будет возмещён ущерб. Для этого потребуются документы, подтверждающие ваше право собственности на мопед. Учтите, что некоторые страховые компании могут отказаться страховать мопед, поэтому возможно, придётся обратиться в несколько компаний, чтобы добиться успеха.
Если за рулём мопеда находится ребёнок, возмещение материального ущерба, причинённого несовершеннолетним в возрасте от 14 до 18 лет, ложится на него самого. Если у него нет легальных источников дохода, то на его родителей (опекунов). Таким образом, если подросток владеет мопедом (как источником повышенной опасности), претензии после ДТП предъявляются к нему. Вызывайте ГИБДД, оформляйте ДТП, инспектора обязаны выяснить личность владельца мототехники и составить протокол. Если ваше авто застраховано по ОСАГО, ваша страховая компания должна компенсировать убытки и затем взыскивать средства с подростка (или его родителей, или фактического владельца мототехники).
Если водитель мопеда стал пострадавшей стороной в ДТП, он разбирается с виновником либо как гражданское лицо (через страховую компанию виновника или через суд), либо как полноправный участник дорожного движения (через свою страховую компанию – если мопед застрахован).
В последние годы, кроме мопедов, стали крайне популярными так называемые питбайки. Это легкие кроссовые (по сути — спортивные) мотоциклы с объемом двигателя от 50 до 200 куб. см. Согласно закону, передвижение на питбайке по дорогам общего пользования без прав и номеров (а следовательно, и ОСАГО) запрещено. На полигонах или в полях – пожалуйста, но в городе – нет, тем более что у питбайков отсутствуют осветительные приборы. Если вас остановит экипаж ГИБДД, а документов нет, вам выпишут штраф (2500 р.), а сам питбайк могут забрать на штрафстоянку. Если у вас нет ПТС, вернуть технику будет сложно – как вы докажете право собственности? Поэтому, чтобы использовать питбайк в городе, необходимо проверять наличие ПТС при покупке – без него регистрация в ГИБДД невозможна. Некоторые пытаются хитрить, выдавая питбайк за мопед (даже стирая напильником символы кубатуры с двигателя), оформляя фальшивые договоры купли-продажи якобы мопеда – но это скользкий путь, и сотрудники ГИБДД не так уж легко обмануть.
Лучший совет для владельцев питбайков без прав и ПТС: увидев вдалеке экипаж ГИБДД, сверните на обочину, заглушите мотор и катите байк вручную. В этом случае вы не участвуете в движении, и ваш мотоцикл – просто спортивный инвентарь, который нельзя забрать на штрафстоянку. Но что это за жизнь – каждый раз соскакивать с мотоцикла при виде полиции?
Так что, как бы банально это ни звучало, ради собственного спокойствия, безопасности окружающих и сохранности их автомобилей – соблюдайте ПДД, получайте права, все необходимые документы и ездите на здоровье.
Павел Веселовский.
Водительские права категории М
Современные водительские удостоверения поражают разнообразием категорий. Иногда даже опытные автомобилисты не могут понять их значения. Помимо стандартных категорий – А, В, С, D и Е, появились новые латинские буквы, которые дают право управлять определенными видами транспортных средств. В этом обзоре мы подробно разберем все нововведения, в частности, вы узнаете, что обозначает категория М, какие возможности и ограничения она дает автолюбителям.
Что обозначают права категории М
Согласно действующему федеральному законодательству (статья 25), с 2013 года в водительских документах появилась новая категория – М. Открытая категория М означает, что обладатель удостоверения может управлять следующими транспортными средствами:
легким мотороллером, электроскутером, мопедом или минибайком, с объемом двигателя внутреннего сгорания не более 50 куб. см или максимальной мощностью электродвигателя 4 кВт;
легким квадроциклом (весом до 350 кг) с объемом двигателя внутреннего сгорания до 50 куб. см или мощностью электродвигателя 4 кВт.
Общая мощность силовой установки транспортного средства для категории М не может превышать 7 л. с., а максимальная допустимая скорость – 50 км/ч. Если мототранспорт превышает эти параметры, для его эксплуатации потребуется категория А или подкатегория А1.
Введение категории М, позволяющей управлять легкими квадроциклами и мопедами, было необходимо. Дело в том, что с наплывом недорогой мототехники участились нарушения ПДД со стороны таких водителей. В ДТП чаще всего попадали несовершеннолетние и лица в состоянии алкогольного или наркотического опьянения. Для повышения безопасности на дорогах всех водителей мототранспорта (включая легкие мотоциклы) обязали проходить обучение в автошколах с последующей сдачей экзамена в ГИБДД.
В настоящее время любой водитель, даже управляя скутером с объемом двигателя до 50 кубических сантиметров, обязан иметь при себе водительские права с действующей категорией М. В противном случае нарушитель может быть оштрафован на значительную сумму, а транспортное средство конфисковано.
Различия между категориями транспортных средств М и смежными категориями мотоциклов и мопедов
Основное отличие между категориями А (А1) и М заключается в объеме двигателя мотоцикла.
Водителям с открытой категорией А разрешено управлять всеми видами мототранспорта, включая мототехнику с коляской для перевозки пассажиров. Объем двигателя при этом может быть от 125 куб. см. Права категории А могут получить только лица, достигшие 18 лет.
Удостоверение категории А1 дает возможность управлять легким мотоциклом с 16 лет, с объемом двигателя свыше 125 куб. см.
Для мототранспорта с объемом двигателя до 50 куб. см потребуются права категории М.
Как получить водительское удостоверение категории М
При наличии водительских прав с более приоритетной категорией, повторная сдача теоретического и практического экзаменов не потребуется. Хорошее знание правил дорожного движения и подтвержденные навыки вождения стандартного мотоцикла автоматически подразумевают, что водитель способен управлять транспортным средством на дорогах общего пользования.
Начинающим водителям для получения удостоверения категории М нужно будет пройти курсы вождения. Начать обучение можно с 14 лет, но сдавать теоретический и практический экзамены разрешено только по достижении 16 лет. Помимо этого, несовершеннолетнему курсанту потребуется предоставить письменное согласие обоих родителей. Алгоритм действий следующий:
Выбор автошколы (убедитесь, что учебное заведение лицензировано) – для записи необходимо предоставить документы: паспорт, фото, медицинскую справку, согласие родителей и т.д.
Пройти полный курс обучения – в зависимости от интенсивности занятий, учеба длится около 1,5 месяцев. Обычно учащиеся, желающие открыть категорию М, изучают теорию совместно с другими группами. Практические занятия проводятся индивидуально с инструктором. На практике студенты учатся ездить в разных темпах, оттачивают торможение, маневрирование на эстакаде и другие навыки вождения.
На финальном этапе курсант оплачивает госпошлину и получает водительское удостоверение.
С какого возраста можно начинать обучение вождению мотоцикла
Многие интересуются, с какого возраста можно начинать обучение вождению мотоцикла. Этот вопрос волнует не только взрослых любителей этого вида транспорта, но и подростков.
Обучение вождению мотоцикла, как и для категории «B», делится на несколько этапов: теоретическая часть для изучения правил ПДД, практика на полигоне, сдача экзаменов. Отработка маневров на транспортном средстве проводится на автодроме под руководством инструктора. Согласно российскому законодательству, выезжать на дорогу и управлять транспортными средствами можно только при наличии водительского удостоверения.
Категории А, А1, М
Перед началом обучения необходимо разобраться с категориями. Для двухколесного транспорта предусмотрены следующие категории:
- «А» – мотоциклы;
- «А1» – легкие мотоциклы;
- «М» – мопеды.
К легким мотоциклам относятся транспортные средства с объемом двигателя до 125 куб. см и мощностью до 11 кВт.
По завершении обучения вы получаете возможность сдать итоговый экзамен в ГИБДД, при наличии справки об отсутствии медицинских противопоказаний. Экзамен включает две части: проверку теоретических знаний и правил ПДД, а также практическую часть (маневрирование, торможение и остановка, парковка и выезд с парковочного места, проезд перекрестка и другие задания). В случае неудачи ученик автошколы имеет право на пересдачу.
Водительское удостоверение действительно в течение 10 лет. Для плановой замены прав в ГИБДД необходимо предоставить медицинскую справку.
Какие права нужны для мотоцикла?
Согласно российскому законодательству, любой водитель транспортного средства, выезжающий на дороги общего пользования, обязан иметь при себе соответствующее удостоверение, независимо от количества колес транспортного средства – 4 или 2. До 2013 года отношение к мотоциклистам было более лояльным, но теперь требования значительно ужесточились. В настоящее время каждый водитель мототранспорта, включая легкие скутеры, должен пройти программу обучения в аккредитованном учебном заведении и успешно сдать экзамен в региональном представительстве ГИБДД.
Порядок получения прав категорий A, A1 и M
Права на мотоцикл можно получить только после прохождения специального обучения, включающего теоретические и практические занятия. Таким образом, без обучения в мотошколе не обойтись.
В теоретическом блоке занятий в мотошколе курсанты изучают:
- Правила дорожного движения;
- Конструкцию мотоциклов;
- Методы оказания первой помощи;
- Некоторые правовые аспекты.
В рамках практических занятий курсанты отрабатывают:
- Навыки безопасного старта и торможения;
- Методы быстрого переключения передач;
- Ощущение габаритов транспортного средства;
- Умение балансировать на поворотах;
- Особенности движения по городу;
- Маневрирование на различных скоростях;
- Обязательные упражнения для экзаменов в ГИБДД и другие задания.
К участию в экзамене для получения водительских прав на мотоцикл допускаются лица, завершившие обучение в специальной школе и получившие соответствующий документ. Экзамен в МРЭО состоит из двух этапов – теоретического и практического. Ко второму этапу – самостоятельному вождению на площадке, допускаются только те, кто успешно сдал теоретическую часть.
Езда без прав на мотоцикле: штрафы и ответственность
Драйв, жажда скорости и удовольствие от езды – вот что движет мотоциклистами, отправляющимися в поездку без прав. Однако инспекторам ГИБДД приходится охладить их пыл. Наказание за вождение мотоцикла без прав является эффективным методом борьбы с недобросовестными водителями.
Какие штрафы предусмотрены Законом за езду на мотоцикле без прав?
В России установлен штраф за езду на мотоцикле без водительского удостоверения. Его размер составляет 2500 рублей. Эта сумма может увеличиться в зависимости от поведения водителя на дороге. Если мотоциклист не сразу остановился по требованию сотрудников ГИБДД, ему дополнительно выпишут штраф в размере 800 рублей. Таким образом, общий размер штрафа может превышать 3000 рублей.
Штрафные меры за езду без прав определены статьями 12.3 и 12.7 КоАП РФ:
- Вождение транспортного средства гражданином без наличия при себе разрешительных документов (полис ОСАГО, водительское удостоверение), то есть когда удостоверение есть, но его просто нет при себе: штраф 500 руб. или предупреждение (Ч.2, ст.12.3);
- Управление транспортным средством без водительских прав нужной категории (за исключением практических занятий под контролем инструктора): 1) штраф от 5000 до 15000 руб.; 2) отстранение от управления ТС; 3) арест ТС и транспортировка его на спецстоянку (Ч.1, ст.12.3);
- Преднамеренное предоставление транспортного средства лицу без водительской подготовки и документов, либо лицу с арестованными правами (лишенному прав) – штраф 30000 руб. (Ч.3, ст.12.7);
- Вождение транспортного средства лицом с арестованными правами по решению суда: 1) штраф 30000 руб.; 2) арест до 15 суток или обязательные работы до 200 часов; 3) эвакуация ТС на штрафную стоянку (Ч.2, ст.12.7).
Итоги
На первый взгляд, управление мотоциклом кажется несложным, но получить права на него не так просто. Необходимо пройти обучение в аккредитованной мотошколе, сдать теоретический и практический экзамены в ГИБДД. Чтобы быть уверенным в своих знаниях и навыках, а также в безопасности, важно правильно выбрать учебное заведение, где опытные инструкторы не только разъяснят основы вождения, но и научат правильно мыслить на дороге.
Руководство по получению водительских прав категории А, А1, М
С каждым годом получение водительских прав на мотоциклы становится все более актуальным и не всегда понятным процессом. С 2016 года введены новые правила и требования для категорий А, А1 и М, поэтому важно тщательно изучить все тонкости нового процесса.
На сегодняшний день существуют три категории водительских прав на мотоциклы: A, А1 и М. Самой высшей категорией является категория А, которая выдается водителям с 18 лет и разрешает управлять любыми мотоциклами. Категории А1 и М предназначены для лиц от 16 лет и позволяют управлять легкими мотоциклами и скутерами.
Рассмотрим категории подробнее:
1. Категория А1. Эта категория разрешает управление легкими мотоциклами и скутерами.
Требования для получения прав категории А1:
— Объем двигателя мотоцикла не более 125 куб. см.;
— Возраст водителя от 16 лет;
— Документы об обучении в мотошколе и успешной сдаче экзаменов по теории и практике.
2. Категория М. Права этой категории дают разрешение на управление скутерами и мопедами.
Требования для получения прав категории М:
— Возраст водителя от 16 лет;
— Объем двигателя транспортного средства не более 50 куб. см.;
— Документ о сдаче теоретического экзамена по ПДД.
С весны 2016 года получить права категории М отдельно будет невозможно. Они могут быть выданы только после получения категорий А, А1 или B. Если у вас есть права и вы хотите их заменить, категория М будет автоматически добавлена к новому удостоверению.
3. Категория А. В отличие от предыдущих категорий, права категории А позволяют управлять любыми мотоциклами, независимо от их размеров, мощности и объема двигателя.
Для получения прав этой категории необходимы следующие условия:
— Возраст от 18 лет;
— Наличие документов, подтверждающих прохождение обучения в специализированной мотошколе;
— Успешная сдача теоретического и практического экзаменов.
Также стоит отметить, что права категории А автоматически включают в себя категории А1 и М. Таким образом, учитывая вышеупомянутую информацию, можно выделить ключевые различия между правами категорий А, А1 и М, а именно:
1. Возрастные ограничения.
Получить права категории А можно только с 18 лет, в то время как для управления легкими скутерами, мопедами и мотоциклами (категории А1 и М) возраст водителя должен быть от 16 лет.
2. Мощность и объем двигателя.
Права категории А позволяют управлять мотоциклами любой мощности. Права категорий А1 и М ограничивают мощность мотоциклов до 125 куб. см. и 50 куб. см. соответственно.
Пошаговая инструкция получения водительских прав на мотоцикл
1. Запишитесь в мотошколу
Если вы хотите управлять мотоциклом, первым шагом будет обучение. В каждом городе существует множество мотошкол, которые прикреплены к экзаменационным участкам ГИБДД. Выбрав мотошколу, ученик регистрируется в базе ГИБДД и подписывает все необходимые документы на обучение, которое длится два с половиной месяца. По окончании курса ученик получает свидетельство, подтверждающее прохождение обучения.
2. Подготовьтесь к сдаче экзамена в ГИБДД
Обучение в мотошколе с профессиональными инструкторами – важный этап, однако для получения прав на мотоцикл необходимо сдать экзамен в ГИБДД. Обычно организация экзамена – задача мотошколы, но в некоторых случаях ученик может получить сертификат об окончании и самостоятельно выбрать время и место сдачи экзамена.
Экзамен в ГИБДД состоит из теоретической и практической частей. Сначала сдается теория, состоящая из двадцати вопросов. Для перехода к практике нужно правильно ответить на вопросы, допустив не более двух ошибок. В случае неудачи теоретический экзамен можно пересдать через неделю. Практическая часть представляет собой демонстрацию навыков управления мотоциклом на площадке. Практику можно пересдать не раньше чем через неделю, максимум три раза. При трех неудачных попытках пересдача возможна не чаще раза в месяц.
Для сдачи экзамена на получение водительского удостоверения на мотоцикл необходимо предоставить следующие документы:
— Удостоверение личности (паспорт);
— Свидетельство о прохождении курса в мотошколе;
— Медицинская справка;
— Квитанция об уплате государственной пошлины. На текущий момент размер госпошлины составляет 2000 рублей.
© 2007-2024 Мотошкола «Мотоинструктор.ру»
© 2007-2024 Мотошкола «Мотоинструктор.ру»