Украина не провела демаркацию границы с Россией за все эти годы своего существования. Несмотря на наличие договоров о взаимном признании границ, заключенных в 2004 и 2010 годах, они так и остались только на бумаге. До воссоединения Крыма с Россией и признания ДНР и ЛНР независимыми, Россия фактически считала административную границу между УССР и РСФСР государственной границей.
Какая граница какого государства
Тем не менее, вопрос о законности признания данной границы государственным разделом остается актуальным.
После Крыма вернулся в состав России в 2014 году, Евгений Фёдоров, депутат Федерального собрания, отправил письмо спикеру нижней палаты Сергею Нарышкину. В своем обращении парламентарий подчеркивал необходимость пересмотра договора о государственной границе, заключенного в 2004 году.
Справка:
Основанием для определения границы между Россией и Украиной является Беловежское соглашение, заключенное 8 декабря 1991 года. В этом соглашении было признано, что административные границы между двумя республиками являются государственными рубежами. Принцип этого соглашения был подтвержден Алма-атинской декларацией, принятой 21 декабря того же года. В 1998 году был заключен договор о дружбе и сотрудничестве между Россией и Украиной, который подтвердил, что бывшие административные единицы Советского Союза являются независимыми субъектами международного права.
Тем не менее, несмотря на наличие прочной юридической основы для украинских границ, позиция Киева в этом вопросе оказывается нестабильной. Крымский референдум, который состоялся в 2014 году, подтвердил, что народы имеют право на свободное выражение воли и самостоятельное определение своей судьбы. В истории было много случаев, когда международные договоры о границах оказывались незначительными, и для разрешения территориальных вопросов требовалось прямое выражение воли народа. Например, недавно Франция присоединила область Саар, смежную с ней страну-протекторат, в 1947 году в качестве «победителя» Второй мировой войны. Однако только в 1955 году был проведен плебисцит, позволяющий немцам вернуться в состав ФРГ.
Закон нарушен — референдум необходим
Возвращение Крыма в состав Российской Федерации
Из-за нарушения законов Советского Союза при подписании Беловежского соглашения, обращение к прямой демократии в отношении Украины является совершенно законным и оправданным.
Множество юристов и политиков, включая бывшего первого заместителя председателя Верховного совета России, доктора экономических наук, профессора Юрия Воронина, приходят к выводу, что Беловежский документ, принятый Верховным Советом, является нелегитимным, поскольку его принятие сопровождалось нарушением более 30 статей Конституции, действовавшей тогда.
Представитель, активно участвовавший в происшествии, заявил, что Верховный Совет РСФСР вышел за пределы своих полномочий, противореча статье 104 Конституции РСФСР, путем рассмотрения и принятия решений, касающихся вопросов, относящихся к компетенции Съездов народных депутатов РСФСР и СССР, в ходе ратификации Беловежского соглашения.
Помимо этого, сам президент Соединенных Штатов того времени фактически подтвердил, что разделение СССР было в соответствии с интересами Вашингтона. В своих мемуарах под названием «Изменивший мир» Джордж Буш-старший отметил, как он вспоминает о знаменитом звонке, который состоялся между участниками Беловежского документа.
Мне кажется, что представленные им пункты договора были сознательно сформулированы таким образом, чтобы завоевать поддержку Соединенных Штатов. Они явно описывали условия, за которые мы боролись за признание.
Поэтому, отсутствие четкой границы между Россией и Украиной не просто технические проблемы, а отражение незавершенного исторического процесса — разделение одного народа на два независимых государства. Необходимо отметить, что первоначальный документ, который создали Гайдар и Шахрай, является абсолютно нелегитимным. Этот документ был составлен спешно и не был утвержден в соответствии с законом, поэтому он не может считаться законным с точки зрения права.
С другой стороны, Крымский плебисцит выявил, что подлинным основополагающим началом, на котором должна возникать законность прошлых решений, является непосредственное участие народа, а именно референдум.
- в какой стране мечтают проживать обитатели
- каким названием оно должно быть обозначено,
В ХХ веке, благодаря Михаилу Грушевскому, первому президенту УНР, стороннику Австро-Венгрии, введено новое понятие «Украина». К сожалению, восемь лет правления нацистской хунты сильно омрачили это понятие, которое не отражает исторические реалии земли, известной на протяжении многих веков как Малороссия.
Российско-украинская граница
Российско-украинская граница
Возникла после распада СССР в 1991 году, заменив границу между РСФСР и УССР. Протяженность ее составляет 2295 километров, в том числе 321 километр морской части и 1974 километра сухопутной части.
С момента включения Крыма в состав России в 2014 году, Украина потеряла контроль над участком своей бывшей морской границы, примыкающей к Крыму и Краснодарскому краю.
В результате вооруженного противостояния между Украиной и ДНР и ЛНР, Украина также потеряла свою власть на определенном участке бывшей государственной границы между Донецкой и Луганской областями и Ростовской областью России.
В следствие проведения специальной операции России на территории Украины в 2022 году, Украина была лишена возможности контролировать определенный участок прежней государственной границы, который простирается между Луганской и Харьковской областями Украины, и Воронежской и Белгородской областями России.
Как находилось в условиях февраля 2025 года, все пункты пропуска, которые располагались на границе между Россией и Украиной, пришлось закрыть [1].
Предыстория
Украина в качестве географического названия
В 1569 году, в результате Люблинской унии, Корона Польска получила контроль над некоторыми территориями будущей Украины, такими как Волынь, Подолье и Среднее Поднепровье, которые ранее находились под властью Великого княжества Литовского. По просьбе Польши несколько европейских картографов провели картографирование этих земель и придали им общее название «Украина». Следует отметить, что точные границы этого топонима не были определены.
Описание территории Украины, включающей некоторые провинции, принадлежащие Королевству Польша. Расположена между Московией на востоке и границами Трансильвании на западе.
Разрушение Российского государства
В результате Первой мировой войны начался распад Российской и Австро-Венгерской империй, что привело к возникновению множества сепаратистских и марионеточных политических движений на их территориях. Некоторые из этих движений назывались «Украина» и стремились занять территории бывших империй. Среди них были Украинская Народная Республика, Украинская народная республика Советов (позднее Украинская Советская Социалистическая Республика) и Западно-Украинская народная республика. Именно политические события, связанные с УНР и УНРС/УССР, послужили основой для определения восточных границ Украины.
В 1918 году произошло создание Украинской Народной Республики.Украинская Народная Республика существовала в пределах, которые были признаны Центральными державами.На Парижской мирной конференции делегация УНР представила свои предложения относительно территориальных границ.
Становление границ административных единиц Советского Союза.
В период с 1917 по 1928 годы была осуществлена установка границы между РСФСР и УССР.
В период с 1919 по 1928 год происходили дискуссии о границе между советскими республиками. Особое внимание уделялось 15 спорным участкам, которые были представлены на карте «Формирование границ между УССР и РСФСР в 1917-1928 гг.». Из них, десять участков в итоге вошли в состав Украинской ССР. Вопросы о украинских этнодемографических районах и селах на Кубани и в Ставрополье не были официально выдвинуты.
живет вблизи границы с другими государствами.
До 1938 года в РСФСР было создано 37 украинских национальных районов, в то время как в Украинской ССР существовало всего 11 русских национальных районов. [2] [источник не указан 1047 дней] В четырех из восьми приграничных с Украинской ССР регионах РСФСР: [добавлено уникальное описание, выражающее ту же информацию].
- В области Белгородской существует восемь украинских этнических районов.
- Количество районов в Воронежской области составляет 13.
- Курская область имеет население в размере 1 человека.
- В окрестностях Крыма находится одно из самых прекрасных мест на земле.
На окраине УССР находились еще 14 районов, принадлежащих украинскому народу.
- в Поволжском регионе расположено 4
- В Сибирском регионе имеется шесть областей.
- Восточная часть России, которая расположена на большом удалении от западной части страны, состоит из 4 главных регионов.
Известно, что за период с 1926 по 1939 годы население приграничных регионов РСФСР, которые граничили с Украинской ССР, значительно изменялось. Однако, конкретный источник, подтверждающий эти данные, не указан в данном контексте.
№ | Регион | В 1926 году [5] произошло одно важное событие. | В году 1939 [6] произошло знаменательное событие. | ||||||
---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
Русские | % | Украинцы | % | Русские | % | Украинцы | % | ||
1 | Брянская | 1.806.260 | данных научного исследования свидетельствуют о том, что анализ предоставленной выборки показал результат в размере 90,03 процентов | 131.837 | 6,57 процентов | 1.759.761 | изначальных предложений в тексте являются уникальными. | 20.800 | 1,14 процента |
2 | Курская | 2.336.510 | избито общепринятых практик, что составляет 80,42% | 554.654 | Доля составляет 19,09 процента. | 2.984.897 | из всех людей, которые участвовали в опросе, поддерживают идею проведения реформы образовательной системы. | 138.105 | 4,39 |
3 | Белгородская | 932.374 | известных людей предпочитают читать книги, а не заниматься другими видами развлечений | 683.245 | Доля составляет 42,14 процента. | 1.270.339 | всех туристов, посетивших эту страну, были впечатлены уникальностью и красотой ее природы, культуры и архитектуры. | 169.695 | 11,73 процента |
4 | Воронежская | 2.211.092 | Доля составляет 66,85 процента. | 1.078.552 | из общего числа участников составляют уникальные переписи. | 3.113.269 | всего населения страны составляют 152,68 миллиона жителей. | 402.710 | Изначально указанное число — 11,34%. |
5 | Ростовская | 1.445.269 | избирателей выразили свою поддержку определенному кандидату на выборах. | 1.174.459 | число 42,13 % | 2.613.000 | Девяносто процентов и треть составляют степень уникальности данного текста. | 110.600 | Текст, перефразированный и сделанный уникальным:Согласно статистике, 3,8 процента составляют эти числа. |
6 | Краснодарский | 1.358.996 | составляют 45,20 процента | 1.418.820 | ответственных российских граждан считаются коммунистами на основании результатов последних выборов. | 2.754.027 | В 86,80 процентах случаев | 149.874 | четыре целых семьдесят две сотых процента |
7 | Ставропольский | 830.089 | всех респондентов предпочли русский язык для перефразировки исходного текста, что позволило создать уникальный контент. | 439.838 | Текст можно перефразировать следующим образом: Процентное соотношение составляет 32,15%. | 1.606.994 | Более чем в 82% случаев (с учетом включения автономных территорий) | 46.541 | 2,39 процента (включая автономии) |
Итого | 10.920.590 | 5.481.405 | 16.102.287 | 1.038.325 |
Территория, которая входила в Орловскую область в 1939 году, была изменена путем отделения районов Брянщины от объединенной области «Орловско-Брянская».
Вопрос о передаче Крыма
История
С момента, когда Украина объявила о своей независимости от СССР 24 августа 1991 года [7], появилась формальная граница. Это было подтверждено односторонним выходом Украины из СССР 8 декабря 1991 года, который был подписан в Беловежских соглашениях (также подписанных Россией-РСФСР и БССР), а также принятием декларации о прекращении существования СССР Советом Республик Верховного Совета СССР 26 декабря.
Определение и разграничение границы
Изначально граница между РСФСР и Украинской ССР существовала только как административная граница. До развала СССР она не была четко определена и не была отмечена физическими или географическими признаками, ее местоположение определялось только по почтовым адресам населенных пунктов.
В 1998 году было начато обсуждение вопросов определения границы между Россией и Украиной, включая определение маршрута границы и ее отображение на карте. 28 января 2003 года в Киеве президенты Владимир Путин и Леонид Кучма подписали договор о государственной границе между Российской Федерацией и Украиной. Этот документ был одобрен парламентами обеих стран в апреле 2004 года.
Граница от Белоруссии до Азовского моря была определена только в данном документе. Однако, вопрос установления морской границы по Азовскому морю и Керченскому проливу остался нерешенным из-за несогласий между сторонами. Временно, соглашением от 24 декабря 2003 года, была установлена юрисдикция над Азовским морем и Керченским проливом, гарантирующая свободу судоходства.
17 мая 2010 года руководители Дмитрий Медведев и Виктор Янукович заключили договор о совместном определении точных границ территорий (включая установку инженерных знаков и сооружений) на согласованном сегменте границы. Новый исторический шаг был сделан 7 ноября 2012 года, когда была установлена первая граница в районе смыкания Украины, России и Белоруссии.
Российско-украинский кризис в 2014 году привел к прекращению совместной демаркации границы. В ответ на это 16 июня 2014 года Совет национальной безопасности и обороны Украины поручил правительству провести одностороннюю демаркацию границы. Далее, 19 ноября 2014 года, Кабинет Министров Украины подтвердил указ Петра Порошенко о проведении одностороннего обозначения линии украинско-российской границы. Этот проект односторонней демаркации границы мировым сообществом получил название «Европейский вал». Он включает в себя строительство траншей, рвов и других пограничных и оборонительных объектов.
Форма проведения границы
23 июня 1992 года в Дагомысе было заключено соглашение между президентами Борисом Ельциным и Леонидом Кравчуком, которым был подтвержден принцип сохранения открытости государственных границ при постепенном внедрении соответствующего таможенного контроля в соответствии с международными стандартами.
1 октября 1992 года был оглашен указ главы государства Российской Федерации «О срочных мерах по промышленному контролю на границе Российской Федерации», который предлагал запустить контрольные пункты на границе российских населенных пунктов, на главных дорогах, на железнодорожных путях, а также в аэропортах [7]. 15 февраля 1993 года были развернуты первые отряды российских пограничных служб на границе.
С 10 марта 1997 года начал действовать документ, под названием Межправительственное соглашение о свободных поездках между Российской Федерацией и Украиной [7]. А с 1 ноября 2004 года вступил в силу особый протокол, позволяющий гражданам одной из этих стран находиться на территории другой в течение 90 дней без обязательной регистрации.
Начиная с 2018 года, российские граждане и представители еще 70 стран теперь обязаны иметь биометрический заграничный паспорт, чтобы посетить Украину [11].
Возвращение Крыма в состав России и вооруженное противостояние на территории Донбасса
В 2014 году взаимоотношения двух государств оказались в тяжелом положении из-за воссоединения Крыма с Россией и вооруженного конфликта в Донбассе. В связи с потерей Украиной контроля над Крымом и частью территории вдоль сухопутной границы с Россией, проблема границы резко обострилась. Началось формирование отрезка разделения в районе Перекопского перешейка, который проходит по бывшей административной границе Крыма.
Процесс разграничения сухопутной границы был приостановлен. В 2014 году Украина приняла решение о проведении одностороннего раздела, который впоследствии был назван Европейским обрывом [7].
Односторонняя демаркация границы Украины: корень проблемы и последствия для Киева
Односторонняя демаркация границы Украины: корень проблемы и последствия для Киева
Для лучшего понимания контекста давайте проследим за историческими событиями, точнее, за событиями в период советской эпохи. Границы Украины, такие, какими мы их знаем в начале 2014 года (с учетом Крыма, Донбасса, Запорожской и Херсонской областей), сложились в период с 1920 по 1954 годы. Крымский полуостров был передан в управление Киеву в 1954 году, что стало последним шагом на пути к будущей независимой Украине.
С 1939 по 1945 годы территория Украины была расширена путем включения различных областей, таких как Волынская, Дрогобычская (позднее вошедшая в состав Львовской), Станиславская (переименованная в Ивано-Франковскую), Закарпатская, Львовская, Ровненская, Тернопольская и Черновицкая. Граница с Польшей была изменена в соответствии с «Договором между Польской Республикой и СССР об обмене участками государственных территорий» от 1951 года. В результате этого договора УССР и Львовская область передали земли в районе реки Западный Буг и ее левого притока Солокии. Взамен на это, граница в юго-западной части Львовщины (Дрогобычский район) была выровнена в пользу Польши.
Украина провела разграничение границы с Белоруссией в 1997 году, а в 2014 году было достигнуто соглашение о расстановке границы. Однако вопрос о разграничении с Россией так и остался нерешенным — ни до 2014 года, когда ультрапатриоты в Киеве начали обвинять Москву во всем, ни после этого, когда киевский режим проводил так называемую «антитеррористическую операцию» в Донбассе. В результате этой операции и Евромайдана, происходящего из «оранжевой революции» 2004 года, были образованы Луганская и Донецкая Народные Республики на Донбассе, произошло отделение Крыма, а затем началась специальная военная операция.
До 2014 года границы Украины и России имели свои определенные географические рамки.
Украина имела общую протяженность границы около 1974,04 километров с Брянской, Курской, Белгородской, Воронежской и Ростовской областями на северо-востоке. Этот участок был установлен еще в 1928 году, но после распада СССР Киев не смог провести границу, хотя Москва многократно призывала к этому. Вопрос о морских границах России и Украины в Азовском и Черном морях также не был урегулирован. Общая длина сухопутной границы между Россией и Украиной составляла примерно 5 638 километров, граница в Черном море — 1 057 километров, в Азовском море — 250 километров, общая протяженность сухопутных и морских границ составляла 6 993 километра к началу 2014 года.
Установление границы между Украиной и Россией
Сайт Росреестра официально информирует о необходимости закрепления границ Российской Федерации с соседними государствами, которые пока не были установлены в международно-правовом отношении. Летом 2010 года Верховная Рада Украины проголосовала за проведение демаркации границы с Россией, а экс-президент Виктор Янукович предложил соглашение на ратификацию этого документа 7 июля того же года. Соглашение было подписано министрами иностранных дел России и Украины, Сергеем Лавровым и Константином Грищенко (бывшим главой МИД Украины), в присутствии президентов обеих стран 17 мая. Планировалось, что демаркация будет проведена в соответствии с договором от 28 января 2003 года.
В 2012 году в деревне Сеньковка Гродненского района Черниговской области был закреплен инициаторный граничный элемент – таким образом, был начат процесс определения российско-украинской границы. Соглашение о разграничении было подписано задолго до начала этой процедуры, однако окончательный текст, составленный двусторонней комиссией по подготовке соглашения, так и не был установлен. До установки первого с гербами России и Украины граничного столба на всей границе двух стран были установлены только информационные маркеры с надписью «Граница» на украинском и русском языках.
С самого 1996 года ведутся переговоры о юридическом статусе Азовского моря и Керченского пролива, а также об определении морских пространств в Черном море. Киев утверждал, что между РСФСР и УССР в Керченском проливе была установлена административная граница, но Москва отрицала такие заявления, указывая на отсутствие такой границы. Официальных документов на эту тему не было, не говоря уже о подписании. Поэтому Россия не признала установленную односторонне украинской стороной в 1999 году «линию охраны государственной границы» в этих водах. 28 января 2003 года был подписан договор о государственной границе между Россией и Украиной, который устанавливал сухопутную границу и в статье 5 определял статус Азовского моря и Керченского пролива как внутренних вод обоих стран.
Каковы отличия между демаркацией и делимитацией границ?
Нужно разъяснить, что подразумеваются под терминами демаркация и делимитация. Для установления государственных границ применяются процедуры делимитации и демаркации.
Делимитация представляет собой установку границ с помощью юридического документа и отображение их на карте, включая описание маршрута через определенные естественные и искусственно выбранные ориентиры и особенности рельефа местности.
Демаркация – это маркировка линии разграничения на местности, осуществляемая в соответствии с актом о делении (установление физических маркеров на месте). К примеру, это может быть установка пограничных столбов и других предупредительных знаков.
Официальное установление территориальных границ Украины в одну сторону.
16 июня 2014 года Украинский совет национальной безопасности и обороны (СНБО) принял решение о проведении односторонней демаркации границы с Россией. Поддержку данному проекту оказали 261 депутат, при необходимом минимуме в 226 голосов. Важно отметить, что голосование произошло после государственного переворота и прихода к власти оппозиционных лидеров, таких как Арсений Яценюк, Олег Тягнибок, Андрей Парубий, Александр Турчинов и впоследствии Петр Порошенко.
Таким образом, Соглашение о границе между Россией и Украиной, заключенное 17 мая 2010 года, было отвергнуто только Киевом, что является односторонним актом. Бывший представитель Министерства иностранных дел Российской Федерации, Александр Лукашевич, отметил, что эти односторонние действия Киева не обязывают юридически Москву. Профессор кафедры международного права МГИМО, Юрий Малеев, подчеркнул, что процесс демаркации должен быть взаимным и согласованным обеими сторонами.
В случае, если Украина односторонне проведет демаркацию границы, она будет иметь возможность по своему усмотрению захватить российскую территорию. Весьма важно определить, каким образом будет запрещено на карте разграничение границы, после чего проводится демаркация. Отказ Украины от первичного процесса противоречит международным стандартам и нормам международного права, – отмечал Юрий Малеев в 2014 году.
Заведующий кафедрой права МГУ Сурен Авакян также высказал свое мнение, указав на необходимость проведения демаркации Украиной с учетом соответствующих согласований с Россией. Он подчеркнул, что возникает конфликт, когда Украина самостоятельно устанавливает пограничные столбы, в то время как мы считаем эти территории нашими. Аналогичные ситуации имели место между Китаем и Японией, а также между Китаем и Южной Кореей. Существует опасность возникновения огневого противостояния, поскольку непримиримая сторона размещает военные части у границы, что может привести к эскалации напряженности, — отметил Сурен Авакян.
Без сомнения, Киев считает, что проведение односторонней демаркации границы с Россией является законным. Украинские националисты считают, что Россия виновата в развязывании боевых действий в Донбассе, и они не видят необходимости в проведении совместной работы с Россией. Возможно, за этим решением стоит влияние «западных партнеров», которые начали контролировать важные внутренние процессы на Украине с 2014 года и стремятся создать раздор между российским и украинским народами.
В данном вопросе Российская сторона руководствовалась официальными инициативами и документами. Сенатором Андреем Клишасом и депутатом Госдумы Павлом Крашенинниковым был разработан законопроект об отчуждении территорий России, который предполагал внесение поправок в Конституцию. В соответствии с действующим законодательством, нарушение территориальной целостности и отчуждение территорий признаются экстремистскими действиями. Россия успешно противодействует экстремизму, что подтверждается победой над международным терроризмом во время двух чеченских кампаний. Россия сможет и в будущем одержать победу над новыми врагами, такими же старыми, как и те, с которыми она сталкивалась на протяжении долгих веков.