Сегодня налогоплательщики могут обратиться с административными жалобами на решения налоговых органов и действия или бездействие их должностных лиц. При этом возможно получить ответ на жалобу через телекоммуникационные каналы связи (ТКС) или в порядке очного обращения в вышестоящие налоговые органы.
ТКС – это специальное программное обеспечение, которое позволяет налогоплательщикам предоставлять налоговую отчетность и пользоваться доступом к таким услугам ФНС, как получение справок о состоянии расчетов, об исполнении налогоплательщиком обязанностей по уплате налогов, сборов, страховых взносов, пеней и налоговых санкций, актов сверки расчетов налогоплательщика и т.п. Например, 1С, СБиС и др.
При помощи ТКС возможно предоставление налоговой отчетности и получение доступа к различным услугам ФНС. Среди этих услуг налогоплательщиков интересует получение справок о состоянии расчетов, проверка выполнения обязанностей по уплате налогов и сборов, получение информации о пенях и налоговых санкциях. Также доступны акты сверки расчетов налогоплательщиков. Перечень программ, в которых возможно использование ТКС, включает 1С и СБиС, а также другие.
Кто может воспользоваться возможностью подать жалобу?
Сообщение о проблеме с ТКС возможно отправить налогоплательщикам, включая юридические лица, индивидуальных предпринимателей и других физических лиц, у которых есть программное обеспечение, предоставляемое доверенными операторами электронного документооборота. Список таких операторов можно найти на веб-сайте ФНС.
О чем можно жаловаться и как это сделать?
Через ТКС вы можете подать жалобу на все ненормативные акты налоговых органов, а также на действия или бездействие их служащих, которые могут быть обжалованы в соответствии со статьей 137 Налогового кодекса РФ.
В частности, через ТКС вы можете обжаловать:
- решение о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения;
- уведомление об уплате налога, сбора, страховых взносов, пени, штрафов и процентов;
Приказ ФНС от 20 декабря 2019 года № ММВ-7-9/645@ 1 содержит соответствующие положения:
- необходимо заполнить форму жалобы;
- необходимо ознакомиться с порядком заполнения формы (см. Приложение № 5 к Приказу);
- необходимо ознакомиться с порядком подачи жалобы, обязательными критериями для ее принятия, моментами отправки и принятия жалобы и другими процедурными сроками, а также обязанностями подающего жалобу и налогового органа (см. Приложение № 4 к Приказу).
Подробнее о порядке и способах подачи жалобы, ее рассмотрении, вынесении решения и возможных последствиях можно узнать на сайте ФНС в разделе «Подача жалобы».
Какие результаты могут быть после подачи жалобы?
По результатам рассмотрения жалобы, поданной через Территориальные контрольные службы, вышестоящий налоговый орган в соответствии со статьей 140 Налогового кодекса Российской Федерации может принять одно из следующих решений:
- оставить жалобу без удовлетворения;
- отменить ненормативный акт налогового органа;
- отменить решение налогового органа полностью или частично;
- Отменить решение налоговых органов полностью и принять новое решение по данному делу;
- Признать незаконными действия или бездействие должностных лиц налоговых органов и вынести соответствующее решение.
На сколько полезным может оказаться инновационный метод обжалования?
Важно понимать, что данный проект не внес ничего существенно нового в процесс подачи жалоб. Возможность обжаловать акты и действия налоговых органов, а также их порядок и последствия уже определены Налоговым кодексом. Запуск проекта лишь расширил возможности обжалования. Ранее налогоплательщики могли подавать жалобы лично в налоговую инспекцию, почтой или через личный кабинет на сайте www.nalog.ru. Теперь же это можно сделать и через ТКС. То есть налогоплательщики получили дополнительную возможность обжалования из любого места и в любое время, даже в выходные дни. Это особенно важно во время пандемии, так как позволяет избежать личного обращения в офис налогового органа или почтового отделения и, кроме того, экономит время.
Если ответное решение после подачи жалобы не устроило, имейте в виду, что у вас есть право обжаловать его или действия налогового органа в судебном порядке.
(27 июля премьер-министр РФ Михаил Мишустин подписал постановление о запуске эксперимента, в рамках которого предприниматели могут обжаловать решения надзорных органов через Портал госуслуг без обращения в суд. Более подробную информацию об эксперименте можно найти в статье «Юрлица и ИП получили возможность обжаловать решения контролирующих органов без судебного процесса», а также о его возможных недостатках – в новости «В России будет проведен эксперимент по обжалованию решений контрольно-надзорных органов до суда»).
1 Приказ ФНС России от 20 декабря 2019 года № ММВ-7-9/645@ «Утверждение формы жалобы (апелляционной жалобы) и порядка ее заполнения, а также форматов и порядка представления жалобы (апелляционной жалобы) и направления решений (извещения) по ним в электронном виде».