Производственная инструкция содержит четкий алгоритм действий для сотрудников на рабочем месте, включая инструкции по устранению неполадок и аварийных ситуаций. В отличие от руководств по эксплуатации оборудования, такие инструкции учитывают риски и особенности работы на конкретном предприятии. Строгое соблюдение инструкций гарантирует правильное выполнение технологического процесса, получение запланированных результатов и обеспечение безопасности труда.
Ростехнадзор предписывает наличие данного документа на рабочих местах, связанных с:
- транспортировкой опасных веществ;
- эксплуатацией, строительством, техническим перевооружением, реконструкцией, консервацией и ликвидацией объектов повышенной опасности (ОПО);
- электроэнергетическими объектами;
- гидротехническими сооружениями;
- тепловыми и электрическими установками и сетями;
- производством, монтажом, наладкой, обслуживанием и ремонтом технических устройств, используемых на объектах (приказ Ростехнадзора №37 от 29 января 2007 года).
Кроме того, отраслевые нормативные документы часто требуют разработки подобных локальных актов. Например, для работников газовой промышленности действуют «Правила безопасности сетей газораспределения и газопотребления». Производственная инструкция размещается на рабочем месте, а её копия хранится на стенде в рабочей зоне. Получив документ, сотрудник расписывается в специальном журнале.
Каждый год сотрудники проходят проверку на знание инструкции. Внеплановые проверки проводятся в следующих случаях:
- внесение изменений в федеральные нормы и правила;
- смена места работы сотрудником;
- предписание надзорных органов;
- перерыв в работе по специальности более года (в этом случае проводится также стажировка).
Разработка и утверждение производственных инструкций на предприятии
Разработкой производственных инструкций занимаются исключительно компетентные сотрудники, обычно коллективно. В процесс вовлекаются:
- руководители структурных подразделений;
- инженеры;
- технологи;
- служба главного инженера;
- ведущие специалисты участков и цехов;
- производственно-технологический отдел и другие.
При изменении федеральных правил, норм или других регламентирующих документов в отрасли в инструкции вносятся соответствующие изменения. Сотрудники снова знакомятся с новыми версиями документов под подпись.
После составления или изменения документ утверждается. Утверждают производственные инструкции:
- руководитель компании;
- технический директор.
Внесение изменений в документ обычно сопровождается введением его в действие как нового локального акта, а старый документ аннулируется специальным приказом.
Чтобы локальный акт был удобен в использовании, его делают кратким и структурированным. Текст пишется ясным и простым языком, избегая двусмысленных формулировок. Используются таблицы, рисунки, схемы. Основой для создания документа служат:
- квалификационные справочники;
- профессиональные стандарты;
- нормативно-технические документы конкретных ведомств;
- типовые производственные инструкции Ростехнадзора;
- руководства к оборудованию, паспорта и другая документация от производителя.
Рекомендуемая структура производственной инструкции включает следующие элементы:
- Титульный лист. Здесь указывают название документа и область производства. Прописывают фамилии авторов, контролера, разработчика, утверждающего, а также дату выпуска.
- Вводная часть. Описывают назначение документа, целевую аудиторию (перечень должностей), приводят перечень нормативных документов.
- Основная часть. Примерные разделы:
- информация об объекте производственного объекта (ОПО);
- описание технологических схем и норм технологического режима, указание на документ, который должен прилагаться к инструкции — технологические схемы;
- описание рабочего места;
- меры безопасности при работе с оборудованием.
- Порядок внесения изменений и дополнений в документ.
Названия комплектующих приводят в соответствии с терминологией производителя. Описывают характеристики продукции. Обязательно включают пункт об ответственности сотрудников в процессе работы.
Срок действия документа
Нормативно-правовые акты не устанавливают точный срок действия производственной инструкции. Обычно срок действия таких документов составляет пять лет — именно с такой периодичностью большинство организаций пересматривают их содержание. Если за этот период в организации не произошло значительных изменений, может быть утверждён предыдущий вариант документа.
- Константин Кинчев
Статья хорошая, но у меня есть вопрос: скажите, а на предприятии, где работа идет с опасным оборудованием, и где описана техника безопасности, кто утверждает, что все условия соблюдены и не нарушены?
Кто разрабатывает должностные инструкции: разбираемся в вопросе
Эффективность исполнения рабочих обязанностей персонала зависит от того, насколько точно они прописаны. Рассмотрим, как составить эффективную должностную инструкцию, которая облегчит жизнь и сотруднику, и руководителю.
Должностная инструкция: преимущества для работодателя и сотрудника
Должностная инструкция — это документ, определяющий права, обязанности и ответственность работника при выполнении его служебных функций. Без письменного фиксирования этих аспектов, регулярно возникают разночтения по поводу обязанностей работника и требований работодателя. Поэтому разработчик должностных инструкций должен хорошо разбираться в бизнес-процессах на предприятии, квалификационных требованиях, характеристиках и содержании выполняемых действий.
Для работодателя данный локальный нормативный акт предоставляет несколько возможностей, которые невозможно реализовать другими способами. Например, в соответствии со штатным расписанием, сотрудники на одинаковых должностях должны получать одинаковую зарплату. Однако с помощью должностных инструкций можно гибко подойти к этому вопросу, прописав различные уровни материальной ответственности, степень сложности выполняемых задач, количество подчиненных или подразделений, находящихся под руководством конкретного сотрудника.
Кроме того, при разработке должностных инструкций можно указать, какая квалификация требуется для определенных позиций в организации. Таким образом, можно установить разный уровень оклада для сотрудников на схожих позициях, что часто необходимо для удержания ценных работников или найма новичков с нужными для компании компетенциями.
Один из важных аспектов должностной инструкции становится очевидным в случае необходимости увольнения работника за неисполнение своих обязанностей. Вопрос «Где указано, что я должен это делать?» может поставить руководителя в затруднительное положение, если он не имеет письменных доказательств своих требований. При отсутствии таких документов сотрудник имеет право отказаться от выполнения неописанных обязанностей, и суд в этом случае встанет на его сторону, так как в приказе об увольнении администрация обязана указать конкретные задачи, которые были проигнорированы.
Еще одной причиной важности этого документа для компании являются возможные споры с налоговой службой. Привлекая внешних сотрудников на аутсорсе, работодатель должен доказать, что в организации нет или недостаточно собственных исполнителей. В противном случае налоговая служба может заподозрить попытку уменьшения налогооблагаемой базы. Четкое разграничение функций штатных сотрудников и аутсорсеров позволяет легко обосновать необходимость дополнительного найма.
Кроме того, должностные инструкции способствуют рациональному распределению обязанностей, исключая их дублирование, и позволяют точно определить ответственного за конкретную ошибку.
При разработке должностных инструкций важно учитывать права работника: тот, кто несет ответственность, должен обладать соответствующими полномочиями. Четко прописанные обязанности позволяют сотруднику избежать статуса «ответственного за всё», и, имея на руках документ с перечнем своих задач, он может уверенно оспорить необоснованные претензии работодателя.
Документ важен и на этапе трудоустройства. Он помогает компании точно формулировать описание вакансии, а перечисленные требования позволяют квалифицированным соискателям понять, подходят ли они для данной должности, демонстрируя свои знания и навыки. Кроме того, инструкция дает работнику возможность требовать повышения оклада при расширении обязанностей.
Структура и правила создания документа в организации
Разрабатывать должностные инструкции лучше поручить тому, кто хорошо понимает специфику работы компании и обладает знаниями в области трудовых отношений. Обычно это руководитель кадровой службы, если такая есть, или сам директор в случае небольшой организации. Также можно доверить создание инструкций начальникам структурных подразделений для должностей, которые находятся в их подчинении.
Утверждает положения руководитель предприятия. Согласований с сотрудниками, государственными службами и профсоюзами не требуется.
Структура, закрепленная законодательно в ГСДОУ, включает несколько обязательных разделов: общие сведения, функции, права, взаимоотношения, обязанности и ответственность.
Раздел «Общие положения» описывает порядок приема на должность, освобождения, замещения, уровни подчинения и квалификационные требования. Глава «Функции» посвящена основным направлениям работы сотрудника.
Разделы «Права», «Обязанности» и «Ответственность» содержат описание обязанностей работника, его полномочий и последствий ненадлежащего выполнения служебных обязанностей. В разделе «Взаимоотношения» указаны положения, отражающие производственные связи с другими сотрудниками.
Экспертный блог для бизнеса.
Свежие материалы:
- Налоговая реформа-2025: изменения по УСН и НДС
- Список опасных операций для ООО и ИП в 2025 году
- Изменения в законах для бизнеса с июня 2025 года
- Как компаниям и ИП безопасно переводить деньги физлицам
- «Выручку все равно найдут» или какие схемы по сокрытию доходов не работают
Типичные ошибки при составлении должностных инструкций на предприятии
Одна из основных ошибок — отсутствие индивидуальности, когда для одинаковых должностей разрабатывают одинаковые инструкции. Это лишает работодателя возможности гибко подходить к вопросам начисления зарплат, рационально распределять обязанности и усложняет процесс поиска ответственных за конкретные недочеты или ошибки.
Еще одна ошибка тех, кто составляет должностные инструкции в компании — формальный подход к их созданию. Документ составляют по шаблону из интернета, не учитывая специфики конкретной организации и должности. В результате, функции и требования для занимаемой позиции не указаны в полном объеме, и в случае недобросовестного выполнения обязанностей сложно доказать вину сотрудника.
Третья ошибка — редкий пересмотр нормативов. С появлением новых технологий и функций, документ, написанный даже пару лет назад, может оказаться устаревшим. При возникновении споров по поводу ответственности сотрудника, закон учитывает именно документально зафиксированный, но уже неактуальный перечень обязанностей.
И, наконец, важно четко разделить в документе права, полномочия и обязанности — если описать их в одном разделе, потом будет сложно привлечь сотрудника к ответственности и предъявлять претензии по поводу невыполнения отдельных задач.
Как создать производственную инструкцию в 2025 году
Производственные инструкции играют важную роль в безопасности рабочих процессов. Кто должен их разрабатывать и обязательно ли это — рассказываем в статье. Скачайте образцы документов.
- что должна содержать производственная инструкция;
- как разработать ПИ.
Требования к содержанию производственной инструкции
Работодатели обязаны обеспечивать защиту здоровья и жизни сотрудников — это требование современного законодательства. При этом важно не только создать безопасные условия труда, но и правильно организовать рабочие процессы, чтобы минимизировать производственные риски. Иными словами, каждый сотрудник должен четко знать, что и в какой последовательности делать, включая действия при поломках и авариях. Эту задачу решает производственная инструкция (ПИ) — организационно-правовой документ, содержащий основные правила выполнения конкретных работ на производстве.
В трудовом законодательстве не закреплено понятие производственной инструкции и ее обязательность на предприятии. Однако для некоторых видов работ, например, на опасных промышленных объектах, наличие такой документации обязательно, если это предусмотрено нормами и правилами в области промбезопасности. Мы рекомендуем разрабатывать ПИ для как можно большего числа процессов, поскольку факторы риска существуют практически везде.
Воспользуйтесь базой готовых производственных инструкций. Все ПИ разработаны экспертами Справочной системы Промбезопасность с учетом актуальных требований законодательства.
В справочнике ПИ разделены по видам ОПО, техустройств, выполняемых работ и по профессиям:
- Подъемные сооружения
- Оборудование под избыточным давлением
- Газовое оборудование
- Электрооборудование
- Общепромышленные
Если обобщить, ПИ должна содержать:
- Перечень и описание технологических систем (управления, сигнализации, измерения и т.д.).
- Описание операций по работе с оборудованием (включение, эксплуатация, обслуживание, плановая и внеплановая остановка).
- Список возможных неисправностей, аварий и описание мероприятий по их устранению.
Создание подобных документов представляет собой значительный объем работы, так как необходимо учитывать особенности различных технологических процессов. Поэтому при разработке производственных инструкций на предприятии должны участвовать не только технологи и инженеры, но и мастера цехов, а также руководители подразделений. Специалист по промышленной безопасности предоставляет методическую поддержку в процессе создания ПИ. Например, он разъясняет требования к содержанию документа, представляет нормативные акты, которые следует учитывать при разработке.
Читайте в Системе Промбезопасность
- Правила хранения производственных инструкций
- Частота пересмотра инструкций
- Методы пересмотра инструкций
- Последствия отсутствия разработанных ПИ
Как составить заявление о политике в области промышленной безопасности
Функции специалиста по промышленной безопасности
Ознакомление работников с производственными инструкциями осуществляется при приеме на работу, во время инструктажа на рабочем месте, при подготовке к проверке знаний, а также при пересмотре и изменении ПИ. Подтверждение ознакомления может быть оформлено подписью работника в журнале или в листе ознакомления, либо отметкой в системе электронного документооборота.