Для полноты исторического контекста, необходимо рассмотреть прошлое Федеральной миграционной службы (ФМС). Отправимся в короткое путешествие по времени, чтобы познакомиться с историей ее возникновения.
От совпадения эволюционного процесса миграционных явлений с возникновением в нашей стране первых признаков гражданского общества и многонационального государства, произошло возникновение нового принципа — личной свободы, который был незнаком россиянам. Теперь каждый человек сам мог решить, где желает проживать, исходя из своих личных предпочтений. Миграция стала часто связана с поиском сезонной работы или побегом от войн и религиозных преследований. К началу XX века, эти тенденции миграционных процессов начали ощущаться с опасением.
С приходом периода демократических преобразований в стране возникла настоящая «волна миграции». Рост безработицы и неопределенность в будущем стали причиной тревоги. По неофициальным данным, количество граждан нашей страны, работающих за рубежом, достигло миллиона человек. Большинство из них находились в нелегальном положении, с истекшими визами, без права на занятие работы и часто без документов, подтверждающих их личность. В ранние 90-е годы Россия не была готова принять и обеспечить жизнь такого большого числа неимущих людей на своей территории. Не было достаточного опыта, финансовых средств, законодательных норм и соответствующего государственного органа для этого.
14 июня 1992 года был особенным днем для персонала Федеральной миграционной службы России, так как в этот день была официально создана согласно Указу Президента Российской Федерации.
В самом начале своей работы, службе приходилось столкнуться с несколькими важными задачами. Прежде всего, нужно было организовать встречи и размещение многих тысяч людей, в основном наших соотечественников, которые вынуждены были покинуть свои дома. Многие из тех, кто раньше жил в едином мирном государстве, оказались перед сложным выбором: остаться в своих небезопасных домах или искать убежище в России. Новая организация должна была быстро приспособиться к решению совершенно новых проблем, с которыми не приходилось сталкиваться ранее.
В конце 1999 года, Президентом Российской Федерации, было принято решение об изменении Федеральной миграционной службы (ФМС) и ее превращении в Министерство по делам федерации, национальной и миграционной политике России. Образование этого министерства произошло путем объединения Службы и бывшего министерства по делам национальностей.
В конце 2001 года произошло ликвидация Министерства по делам федерации, национальной и миграционной политики, после чего его функции были разделены между тремя ведомствами: МВД было ответственно за миграционную политику, МИД занялся вопросами работы соотечественников за рубежом, а Министерство экономики получило управление экономическим блоком вопросов.
Не прошло и года с момента создания Службы, как она была ликвидирована Указом Президента Российской Федерации №232 от 23 февраля 2002 года. Согласно этому Указу, МВД России взяло на себя функции иммиграционного контроля и координации действий федеральных органов исполнительной власти субъектов Федерации по вопросам миграции.
Согласно пункту 13 Указа Президента РФ от 09.03.2004 года № 314 было учреждено ФМС России, которой переданы функции применения закона, функции контроля и надзора, а также функции предоставления государственных услуг в области миграции, которые ранее выполняло МВД России.
Министерство внутренних дел РФ получило все функции и полномочия Федеральной миграционной службы Российской Федерации в результате подписания указа №156 «О совершенствовании государственного управления в сфере контроля за оборотом наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров и в сфере миграции» 5 апреля 2016 года. Таким образом, ФМС прекратила свое существование как самостоятельное ведомство.
В настоящее время в ОВМ УВД по СЗАО ГУ МВД России по городу Москве насчитывается 15 штатных единиц, включая 10 аттестованных сотрудников, 2 ФГГС и 3 специалистов в/н. Если учесть территориальные подразделения, общая численность составляет 121 единицу, включая 53 аттестованных должности, 46 ФГГС и 22 вольных наема.
Подполковник полиции Людмила Александровна Веряева с июня 2017 года и по настоящее время руководит Отделом по вопросам миграции УВД по СЗАО ГУ МВД России по г. Москве. Она лично контролирует и координирует деятельность подразделений, занимающихся миграцией, в отделах МВД России по районам г. Москвы, которые расположены на территории Северо-Западного административного округа г. Москвы. Ее обязанности включают планирование и учет деятельности этих подразделений, и она несет личную ответственность за правильное выполнение задач и функций, возложенных на Отдел и подразделения по вопросам миграции отделов МВД России по районам г. Москвы, расположенных на территории СЗАО г. Москвы.
Главными целями ОВМ являются:
2. Осуществление государственной функции контроля и наблюдения за соблюдением законов о миграции Российской Федерации со стороны иностранных граждан и лиц без гражданства, а также за соблюдением правил привлечения иностранных работников работодателями, заказчиками работ (услуг) в Российскую Федерацию и использованием их рабочей силы.
2. Проведение регистрации миграции иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации.
3. Осуществление сотрудничества с другими территориальными органами федеральных властей для применения мер по предотвращению и прекращению нелегальной миграции.
4. Принимать активное участие в создании и развитии баз данных на региональном и федеральном уровне в пределах определенной сферы деятельности.
5. Гарантирование защиты конфиденциальной информации, включающей в себя государственные и другие, законом защищаемые секреты, в рамках своих полномочий.
6. Реализация дел, связанных с нарушениями административного права.
Основные задачи и сферы деятельности Общества взаимного обслуживания и его филиалов:
1. Проведение государственного надзора (мониторинга) на федеральном уровне в следующих сферах:
1.1. Правила миграционного учета должны быть соблюдены иностранными гражданами и лицами без гражданства, должностными лицами, юридическими лицами, а также другими органами и организациями.
1.2. Соблюдение иностранными гражданами и лицами без гражданства правил миграции.
1.3. Соблюдение предписаний о привлечении иностранных работников в Российскую Федерацию и их трудоустройстве собственниками предприятий, клиентами и заказчиками.
1.4. Когда иностранный гражданин или лицо без гражданства, которому было назначено административное наказание в виде выдворения за пределы Российской Федерации, исполняет это наказание, они должны совершить контролируемый самостоятельный выезд из Российской Федерации.
2. Выполняет в соответствии с правовыми нормами, принятыми в России:
2.1. Осуществление мер для предотвращения и борьбы с незаконной миграцией, контроль над иммиграцией иностранных граждан и лиц без гражданства.
2.2. Осуществление производства по делам о нарушениях административного права в рамках определенных полномочий.
2.3. Рассмотрение дел о нарушениях миграционного законодательства и привлечение к административной ответственности.
Анализировать ситуации, связанные с нарушениями административного законодательства, в пределах, которые определены статьей 23.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении физических лиц, юридических лиц и лиц, занимающих определенные должности.
2.5. Процедура направления документов о нарушениях административного характера для дальнейшего рассмотрения по компетенции.
Гарантирование исполнения решений о нарушениях административного права, взаимодействие с подразделениями судебных приставов, подготовка и отправка запросов об устранении факторов, способствующих совершению правонарушений в административной сфере.
Изменение срока пребывания иностранных граждан или лиц без гражданства в Российской Федерации может быть либо продлено, либо сокращено.
В рамках утвержденных процедур и в заданные сроки выполняется подготовка и предоставление статистической отчетности, относящейся к конкретным ведомствам.
2.9. Организует и проводит необходимые процедуры для высылки иностранных граждан и лиц без гражданства за границу Российской Федерации в соответствии с установленными правилами.
2.10. Предоставление и передача в органы МВД РФ в соответствии с установленными процедурами информационных документов для принятия решения об отрицательной оценке пребывания (проживания) иностранных граждан и лиц без гражданства на территории Российской Федерации.
2.11. Занимается регистрацией миграции иностранцев и лиц без гражданства.
2.12. Занимается оформлением регистрации граждан Российской Федерации на основе их присутствия и проживания в пределах территории Российской Федерации.
2.13. Осуществление выдачи и замены гражданам РФ основных документов, которые подтверждают их личность на территории РФ.
2.14. Подготовка и выдача паспортов гражданам Российской Федерации с целью покинуть территорию Российской Федерации и въехать в Российскую Федерацию.
2.15. Регистрация информации о выданных, утерянных, украденных и аннулированных паспортах российских граждан.
Организация процесса получения иностранными гражданами и лицами без гражданства приглашений на въезд в Российскую Федерацию, а также учета данных оформляющих приглашение юридических лиц.
2.17. Реализация процедуры государственной дактилоскопической регистрации.
Вынесение и осуществление решений о высылке иностранных граждан и лиц без гражданства, а также об отказе (разрешении) въезда в Российскую Федерацию иностранным гражданам и лицам без гражданства.
2.19. Организация и проведение деятельности по предоставлению информации о местонахождении и контактных данных.
2.20. Реализация встреч со гражданами, оперативное и всестороннее внимание к устным и письменным обращениям граждан и организаций, принятие соответствующих мер и направление ответов в установленный законом Российской Федерации срок.
2.21. Последовательное участие в формировании федеральных баз данных в предписанном порядке в определенной сфере деятельности и своевременное добавление в них информации.
Мигранты должны знать расшифровку аббревиатуры ФМС
Мигранты должны знать расшифровку аббревиатуры ФМС
На протяжении текущего года более 300,000 мигрантов, работающих в России, успешно прошли экзамен по русскому языку, истории и основам законодательства. Анжела Должикова, проректор по дополнительному образованию РУДН, поделилась этой информацией сегодня на круглом столе «Актуальные вопросы проведения комплексного экзамена», который проходит в Тюмени.
Прошу вас учесть, что законопроект о прохождении экзаменов трудовыми мигрантами был одобрен президентом Российской Федерации Владимиром Путиным в 21 апреля 2014 года. Данный экзамен требуется сдавать иностранным гражданам, которые стремятся получить патент, разрешение на работу, временное проживание или вид на жительство в России. С 1 сентября возможность пройти экзамен была добровольной, но с 1 января следующего года он стал обязательным. Сертификат, подтверждающий успешное прохождение экзамена, действителен в течение 5 лет.
В России насчитывается 400 местных центров для проведения тестирования. Данная цифра вызывает споры и разнообразные мнения. В некоторых регионах говорят о необходимости открытия еще большего количества центров, так как мигранты вынуждены стоять в очередях на экзамены до двух месяцев. Однако есть и такие регионы, где постоянные центры не являются приоритетными, и нет необходимости открывать их в каждой деревне. Открытие новых центров будет приостановлено, если только не будет поступать запрос от определенного региона или работодателя. В этом случае комиссия университета будет выезжать к нему и принимать экзамен.
В Тюменской области, по указанию губернатора Владимира Якушева, было определено, что ТюмГУ будет организацией, уполномоченной на проведение экзаменов. Университет уже имеет опыт работы с иностранными студентами, так как в 2012 году был создан Центр адаптационных практик и тестирования. Однако, тогда это касалось в основном русского языка», — рассказала руководитель Центра, Елена Тумакова. — «Сегодня мы готовы проводить подготовку и экзамены по трём направлениям».
В ходе беседы Анжела Должикова упомянула о проблемах, которые возникли после введения закона. Одна из важнейших проблем состояла в невозможности своевременной выдачи сертификатов. «Закон вступил в силу 1 сентября 2014 года, информация об этом была распространена, и все уже знали, что экзамены можно сдавать, хотя они еще не являлись обязательными. Однако наше предложение написать тесты не вызвало восторга. Когда 1 января 2015 года экзамены стали обязательными, возникла проблема: миллион людей захотел сдать их. Ни одна система не смогла справиться с такой нагрузкой», — рассказала Должикова.
Сообщает Анжела Должикова, в Тюменской области возникают проблемы с соблюдением сроков выдачи сертификата после написания экзамена. Она призывает вуз быть более оперативным. Мигранты часто приходят сдавать экзамен в последние дни 30-дневного срока, который им предоставлен на оформление документов или выезд из страны. Очевидно, что они не успевают дождаться результата. Важно, чтобы процесс получения сертификата занимал не более двух недель с момента написания экзамена.
Не каждый мигрант способен пройти экзамен с первого раза, примерно 4% вынуждены сдавать его повторно. Многие из них жалуются на то, что задания слишком сложные. Если открыть пробный вариант тестов, помимо заданий можно выбрать герб и флаг России из предложенных вариантов, в которых присутствуют следующие вопросы:
– Возведение Собора Святой Софии стало одним из значимых событий в истории Древней Руси. Это великолепное сооружение было возведено в одном из следующих городов: А) Москва, Б) Владимир, В) Киев.
– Каким образом можно разъяснить ФМС России? 1) Федеральная медицинская служба России, 2) Федеральная миграционная служба России, 3) Федеративная миграционная служба России.
В русском языке у мигрантов нет обязательства выделять тему и рему в предложении, нужно просто выбрать правильный вариант, что иногда бывает сложно. Предложение звучит так: «Подскажите, пожалуйста, … стоит арендовать квартиру в этом районе?». Нужно выбрать правильный вариант ответа: А) где, Б) сколько, В) почему.
Иностранцам, желающим успешно сдать экзамен, рекомендуется пройти предварительный курс подготовки. Важно ознакомиться с доступными на сайте ТюмГУ демонстрационными вариантами тестовых заданий. Кроме того, на этом же ресурсе представлены полезные справочные материалы по истории и праву.
Справка
Для того чтобы заключить соглашение о прохождении комплексного экзамена по русскому языку, истории России и основам законодательства РФ, а также оформить другие необходимые документы, требуется явиться в филиал Федерального государственного унитарного предприятия «Паспортно-визовый сервис» ФМС России, расположенный в Тюменской области по адресу: город Тюмень, улица Тимофея Чаркова, 8-б.
Мигранты должны знать расшифровку аббревиатуры ФМС
Мигранты должны знать расшифровку аббревиатуры ФМС
В России открыто 400 локальных центров тестирования.
С начала текущего года более 300 тысяч мигрантов, работающих в России, успешно прошли экзамен по русскому языку, истории и основам законодательства. Эту информацию сегодня поделилась Анжела Должикова, проректор по дополнительному образованию Российского университета дружбы народов (РУДН), приняв участие в круглом столе «Актуальные вопросы проведения комплексного экзамена», проходящем в городе Тюмень.
Для получения патента, разрешения на работу, временного проживания или видa на жительство в России, иностранным гражданам необходимо сдать экзамены, согласно закона, подписанного президентом Владимиром Путиным 21 апреля 2014 года. Сначала экзамен был добровольным, начиная с 1 сентября, но с 1 января нового года он стал обязательным. После успешной сдачи экзамена, сертификат будет действителен в течение 5 лет.
В Российской Федерации функционирует 400 местных пунктов для прохождения тестирования. «Споры о том, является ли это много или мало, продолжаются», отметила Должикова. «В некоторых регионах говорят, что необходимо открыть еще больше центров, так как мигранты вынуждены ожидать экзамена в очереди до двух месяцев. Однако есть регионы, где постоянные центры не требуются, и нет необходимости иметь их в каждой деревне. Открытие новых центров будет приостановлено, если не поступит запрос от региона или конкретного работодателя. В таком случае комиссия вуза сможет выехать к нему и провести экзамен».
По поручению губернатора Владимира Якушева, ТюмГУ было утверждено в качестве организации, имеющей право проводить экзамены в Тюменской области. Университет уже имеет опыт работы с иностранцами благодаря созданию Центра адаптационных практик и тестирования в 2012 году. В то время основное внимание уделялось русскому языку, как рассказала руководитель Центра Елена Тумакова, но сегодня они готовы обеспечить подготовку и проведение соответствующих экзаменов во всех трех направлениях.
Анжела Должикова поделилась информацией о главных трудностях, возникших после введения закона. Одной из самых значительных проблем стала задержка в выдаче сертификатов. «Закон начал действовать с 1 сентября 2014 года, все были уведомлены об этом и знали, что можно уже сдавать экзамены, хотя они еще не были обязательными, но предложение написать тесты не вызвало особого интереса. Однако, с началом 2015 года, когда экзамены стали обязательными, возникла проблема: миллион людей решили их сдать. Ни одна система не могла справиться с таким наплывом», — рассказала Должикова.
Сообщает Анжела Должикова, в Тюменской области возникают проблемы с соблюдением сроков выдачи сертификата после написания экзамена. Она призывает вуз быть более оперативным. Мигранты часто приходят сдавать экзамен в последние дни 30-дневного срока, который им предоставлен на оформление документов или выезд из страны. Очевидно, что они не успевают дождаться результата. Важно, чтобы процесс получения сертификата занимал не более двух недель с момента написания экзамена.
Не каждый мигрант способен пройти экзамен с первого раза, примерно 4% вынуждены сдавать его повторно. Многие из них жалуются на то, что задания слишком сложные. Если открыть пробный вариант тестов, помимо заданий можно выбрать герб и флаг России из предложенных вариантов, в которых присутствуют следующие вопросы:
А) Собор Святой Софии, являющийся главным сооружением Древней Руси, был возведен в Москве.Б) В Владимире возник монументальный собор Святой Софии, который стал главным символом Древней Руси.В) Киев считается местом строительства главного собора Святой Софии, который стал воплощением красоты и величия Древней Руси.
ФМС России — аббревиатура, которая имеет несколько расшифровок. Варианты расшифровки включают: А) Федеральная медицинская служба России, Б) Федеральная миграционная служба России, В) Федеративная миграционная служба России.
В русском языке у мигрантов нет обязательства выделять тему и рему в предложении, нужно просто выбрать правильный вариант, что иногда бывает сложно. Предложение звучит так: «Подскажите, пожалуйста, … стоит арендовать квартиру в этом районе?». Нужно выбрать правильный вариант ответа: А) где, Б) сколько, В) почему.
Для обеспечения успеха в сдаче экзамена иностранным студентам предлагается пройти специальный подготовительный курс. Минимальное требование – ознакомиться с примерами тестовых заданий, доступными на официальном сайте ТюмГУ. Кроме того, на этом же ресурсе имеются полезные материалы по истории и праву.
Справка
Для того, чтобы заключить соглашение по сдаче сложного экзамена по русскому языку, истории России и основам законодательства РФ, а также оформить все необходимые документы, нужно лично явиться в офис филиала в Тюменской области Федерального государственного унитарного предприятия «Паспортно-визовый сервис» ФМС России по адресу: г. Тюмень, ул. Тимофея Чаркова, 8-б.
Нужен ли в России единый орган по вопросам миграции
Нужен ли в России единый орган по вопросам миграции
Президент России, Владимир Путин, высказал идею о создании специальной структуры, которая бы осуществляла комплексную работу по трудовой миграции в стране. По его мнению, этот орган должен учитывать потребности экономики в иностранных работниках, заниматься подготовкой граждан других государств к жизни и работе в России и, в то же время, учитывать интересы местного населения.
Вопрос миграции, о котором президент высказался во время итоговой пресс-конференции в формате прямой линии, признается им сложным, но он подчеркнул, что такая проблема характерна для многих стран. Несмотря на то, что уровень безработицы в России составляет всего 2,9%, существует потребность в кадрах на рынке труда, сообщил Путин. Президент подчеркнул, что это не означает, что Россия должна решать экономические вопросы и закрывать проблемы рынка труда любой ценой и в ущерб коренному населению.
Он заявил, что в России проживает более 10 миллионов трудовых мигрантов. Важно, чтобы отечественная экономика активно привлекала квалифицированных специалистов из других стран. Он также отметил, что без рабочей силы низкой квалификации не обойтись. Президент считает, что следует начинать подготовку потенциальных иностранных работников заблаговременно, в странах исхода, совместно с их правительствами. Инициатива получила поддержку со стороны этих государств.
Прямая линия и пресс-конференция Владимира Путина: главное
Государственное управление / Правительство
Представлять единую структуру, которая объединила бы экономическую, социально-культурную, образовательную и прочие сферы, могло бы быть отдельное государственное учреждение. «Необходим специальный орган, помимо МВД, который занимался бы техническими и юридическими вопросами. Необходим орган, который рассматривал бы эту проблему [трудовой миграции] в комплексе и незамедлительно находил бы решения для каждого аспекта данной проблемы», — заявил глава государства.
По словам Путина, иммигранты обязаны соблюдать традиции и законы Российской Федерации. В свою очередь, российским властям следует создавать «адекватные» условия для иностранных граждан. Президент также отвечал на вопрос о том, насколько государство будет тратить денег на социальные вопросы, связанные с семьями иммигрантов.
В некоторых школах наблюдается увеличение числа детей-мигрантов по сравнению с местными жителями, как отметил Путин. Однако, по мнению президента, необходимо предварительно решить все эти вопросы, подготавливая и работая с людьми, а не притворяться, будто проблема возникла только сейчас.
Согласно заявлению Вячеслава Поставнина, эксперта по миграции и бывшего заместителя директора ФМС России, идея учреждения единого органа, ответственного за все вопросы, связанные с миграцией, не является новой и уже обсуждается около пяти лет. Однако факт, что этот вопрос был поднят президентом, может указывать на то, что экспертное сообщество и власти достигли единого мнения по этому вопросу.
Путешественники прибывают из каких мест?
По данным Министерства внутренних дел, опубликованным на официальном сайте, в этом году наблюдается снижение числа мигрантов из стран ближнего зарубежья, которые регистрируются в качестве трудовых мигрантов. Согласно статистике, за первое полугодие 2025 года из Узбекистана приехало 1,671 миллиона человек, что на 1,244 миллиона меньше, чем в тот же период прошлого года. Количество мигрантов из Таджикистана также сократилось до 963,490 человек, что на 810 544 меньше, чем годом ранее. Из Киргизии в Россию приехало 392,528 человек, что на 45,630 меньше, чем в прошлом году. В то же время, Федеральная служба безопасности сообщает о возрастании числа трудовых мигрантов, въезжающих в страну в течение трех кварталов 2025 года. Количество прибывших из Узбекистана возросло на 44% по сравнению с прошлым годом и составило 1,605 миллиона человек. Из Таджикистана число мигрантов увеличилось на 26% и достигло 985,536 человек. Из Киргизии и Казахстана приехало на 33% больше мигрантов, соответственно 516,557 и 106,814 человек.
В соответствии с мнением Поставнина, особое учреждение должно быть ответственным за стратегические вопросы в области миграционной политики. Оно должно объединять экономистов, социологов, специалистов по трудовой миграции и других профессионалов. В настоящее время никто на самом деле не занимается мигрантами: МВД выполняет исключительно функцию контроля и надзора, а Минтруд, Федеральное агентство по делам национальностей и Минпросвещения не обращают должного внимания на мигрантов, — отметил он.
В 1992 году ФМС была создана на основе комитета по миграции, который входил в Министерство труда и занятости населения. В 2004 году она стала частью МВД, а в 2012 году непосредственно подчинилась правительству. Основная функция ФМС заключалась в предоставлении государственных услуг и осуществлении миграционной политики. В апреле 2016 года ФМС была ликвидирована, и ее основные полномочия были переданы Главному управлению по миграционным вопросам МВД.
Александр Сафонов, проректор Финансового университета, отметил, что миграционная политика столкнулась с рядом сложностей, которые необходимо решить. Отсутствие органа, ответственного за координацию и регулирование этой сферы, приводит к недобросовестной деятельности и возникновению неофициальных рынков. В особенности, мигранты сталкиваются с трудностями при официальной регистрации и поиске жилья, и они вынуждены обращаться к посредникам, чтобы решить эти проблемы самостоятельно.
Согласно Сафонову, другая сложная ситуация возникает в связи с отношением россиян к иностранным гражданам. Когда иностранец хочет остаться в России и создать семью, у него возникает вопрос о выборе места жительства, чтобы избежать негативной реакции со стороны местных жителей. В некоторых районах, обычно небогатых, появляется «переполнение национальностями».
Экономист утверждает, что проблема недостаточного знания русского языка и местной культуры мигрантами остается неразрешенной на мировом уровне, при этом МВД не может взять на себя ответственность за это. Он предлагает создание отдельного органа, аналогичного ФМС, но без права выдавать разрешения на работу, чтобы заняться этим вопросом.