Двойной обгон

Постановление Седьмого кассационного суда общей юрисдикции от 11.05.2022 N 16-2323/2022
Категория спора: Привлечение к административной ответственности.
Требования уполномоченного органа: О привлечении к ответственности по ч. 5 ст. 12.15 КоАП РФ за нарушение правил расположения транспортных средств на проезжей части дороги, встречного разъезда или обгона.
Решение: Удовлетворено. Утверждение заявителя о том, что при маневре обгона он был вынужден ускориться и обогнать сразу два транспортных средства вместо одного, не освобождает его от ответственности за административное правонарушение.

Постановление Шестого кассационного суда общей юрисдикции от 29.05.2023 N 16-2696/2023
Категория спора: Привлечение к административной ответственности.
Требования уполномоченного органа: О привлечении к ответственности по ч. 5 ст. 12.15 КоАП РФ за нарушение правил расположения транспортных средств на проезжей части дороги, встречного разъезда или обгона.
Решение: Удовлетворено. Жалоба заявителя о том, что он начал обгон на прерывистой линии разметки и пересек сплошную линию только двумя колесами при завершении маневра, не освобождает его от ответственности за административное правонарушение, предусмотренное ч. 5 ст. 12.15 КоАП РФ.

Статьи, комментарии, ответы на вопросы

Статья: Казнить нельзя и помиловать тоже
(Шмарко И.К.)
(«Закон», 2021, N 11) Первый зампред Комитета Совета Федерации по конституционному законодательству Ирина Рукавишникова развивает тему планируемого введения в КоАП РФ ответственности за опасное вождение. Опасное вождение включает действия, такие как резкое перестроение через две полосы, несоблюдение дистанции, отказ уступить дорогу, препятствование обгону, и нарушение скоростного режима. За эти нарушения предполагается штраф в 3 000 руб. Но действительно ли такой мелкий штраф предотвратит создаваемую опасность? Законодателям стоит также обратить внимание на электросамокаты, которые свободно перемещаются по тротуарам.

Правовые документы

«Анализ законодательства и судебной практики Верховного Суда Российской Федерации за первый квартал 2007 года»
(утвержден Постановлением Президиума Верховного Суда РФ от 30.05.2007)
(Извлечение)
(в ред. от 12.07.2017) Ответ: Согласно части 2 статьи 12.15 КоАП РФ, нарушение правил расположения транспортного средства на проезжей части дороги, встречного разъезда или обгона без выезда на сторону, предназначенную для встречного движения, а также пересечение организованной колонны либо занятие места в ней, влечет наложение административного штрафа в размере двух минимальных размеров оплаты труда.

Постановление Правительства РФ от 23.10.1993 N 1090
(в ред. от 02.06.2023)
«О Правилах дорожного движения»
(вместе с «Основными положениями по допуску транспортных средств к эксплуатации и обязанностями должностных лиц по обеспечению безопасности дорожного движения») 9.11. Вне населенных пунктов на дорогах с двусторонним движением, имеющих две полосы, водитель транспортного средства, для которого установлено ограничение скорости, а также водитель транспортного средства длиной более 7 м должен поддерживать дистанцию между своим и движущимся впереди транспортным средством, чтобы обгоняющие его транспортные средства могли без помех вернуться на ранее занимаемую полосу. Это требование не действует на участках дорог, где запрещен обгон, а также при интенсивном движении и в организованной колонне.

Верховный суд РФ: Когда двойной обгон не карается

Обгон вслед за автомобилем, который начал маневр ранее, не считается нарушением. Такое решение вынес Верховный суд. Это не первый случай подобного рода. Верховный суд уже давно указал, что правила обгона не запрещают обгон медленно едущего транспортного средства, если этому ничего не препятствует.

Тем не менее, подобные дела продолжают поступать в суды. Вероятно, сотрудники ГИБДД забывают судебную практику. Хотя в прошлом году в обзор судебной практики Верховного суда включили аналогичное дело. Это конкретная рекомендация остальным судьям учитывать такую позицию при рассмотрении дел.

Однако сотрудники ГИБДД и судьи при принятии решений редко обращают на это внимание. И Верховному суду приходится снова разъяснять нормы Правил дорожного движения.

В данной ситуации произошел следующий случай. Некто Лисянский обгонял на трассе медленно движущееся авто. Но он не был первым, кто решил на это пойти. До него обгон начали другие машины.

Советуем прочитать:  Как отдать квартиру государству или благотворительному фонду: опыт автора

Все они, включая Лисянского, завершили обгон в зоне, где маневр еще разрешен. Но сотрудники ГИБДД посчитали, что именно Лисянский нарушил Правила дорожного движения, а именно требования пункта 11.2 ПДД. Нижестоящие суды признали это решение законным, поэтому Лисянскому был назначен штраф 5 тысяч рублей по части 4 статьи 12.15 КоАП РФ.

Это вызывает много вопросов. Дело в том, что часть 4 статьи 12.15 КоАП предусматривает наказание за выезд на встречную полосу, когда это запрещено. Однако при таком обгоне запрета фактически нет. Это личная интерпретация правил сотрудниками ГИБДД, которая не соответствует решениям Верховного суда.

В прошлом году Верховный суд опубликовал обзор судебной практики, в котором указал на решение, обязательное для всех судов. В этом решении говорится, что водители, которые обгоняют машины «паровозиком», не подлежат наказанию по части 4 статьи 12.15.

Однако, если водитель обгоняет автомобиль, который уже совершает обгон другого автомобиля, то это действие подпадает под наказание. Согласно пункту 11.2 Правил дорожного движения, запрещается обгонять транспортное средство, которое обгоняет или объезжает препятствие, либо движущееся впереди по той же полосе и подавшее сигнал поворота налево, а также следующее за транспортным средством, начавшим обгон. Обгон также запрещен, если водитель не сможет безопасно вернуться на свою полосу, не создавая помех другим участникам движения.

Таким образом, обгон «паровозиком» правилами не запрещен и не может быть основанием для наказания водителя. Это обусловлено вольной трактовкой Правил дорожного движения.

Как пояснили в Госавтоинспекции, существует эффект исполнителя: невозможно объяснить каждому инспектору, как применять определенные статьи законов. Несмотря на разъяснения МВД или ГИБДД, нет гарантии, что инспекторы на местах будут следовать этим инструкциям.

Стоит напомнить, что еще в 2020 году Верховный суд поддержал автомобилистов, указав, что обгон «паровозиком» не подпадает под наказание по статье 12.15 Кодекса об административных правонарушениях.

Кроме того, в постановлении Пленума Верховного суда 2019 года о безопасности дорожного движения указано, что за такой обгон нельзя наказывать как за езду по встречной полосе.

Согласно Правилам, наказание может быть вынесено только тем, кто начал обгонять того, кто уже обгоняет, то есть за двойной обгон. Но если водитель, убедившись в безопасности маневра, начал обгонять тихоходный транспорт вслед за другим автомобилем, это не считается двойным обгоном. Кроме того, невозможно точно утверждать, что водитель не мог быть уверен в безопасности маневра.

Личное мнение сотрудника Госавтоинспекции не должно влиять на выбор наказания для водителя за нарушение Правил.

Существуют различные способы обеспечения безопасности при обгоне. Например, перед началом обгона следует убедиться, что дорога свободна. При обгоне «паровозиком» рекомендуется смещаться в сторону, где будет видна встречная полоса, обычно к встречной обочине.

Если обгонять по очереди, например, трактор, это займет много времени. Мест для обгона ограниченное количество, и не каждый водитель будет обгонять тихоход на максимальной скорости.

Напомним, что тихоходный транспорт разрешено обгонять даже под знаками, запрещающими обгон. Однако если запрет обгона связан с ограничением видимости, например, изгибом дороги или поворотом, то разрешение не действует.

Также следует помнить, что:

  • На дорогах с двусторонним движением, имеющих три полосы, разделенные разметкой (кроме разметки 1.9, обозначающей границы полосы, на которой производится реверсивное регулирование), из которых средняя используется для движения в обоих направлениях, разрешается выезжать на эту полосу только для обгона, объезда, поворота налево или разворота. Выезжать на крайнюю левую полосу, предназначенную для встречного движения, запрещается (пункт 9.3 ПДД).
  • На дорогах с двусторонним движением, имеющих четыре и более полосы, обгон вообще запрещен (пункт 9.2 ПДД).
Советуем прочитать:  Жильё для мобилизованных и контрактников

Когда не грозит штраф за обгон «паровозиком»

При обгоне «паровозиком» штраф не грозит только водителю того транспортного средства, которое первым начало обгон. Однако это не всегда автомобиль или мотоцикл, который оказался впереди на момент фиксации нарушения сотрудниками ГИБДД. «Такие случаи могут рассматриваться как ГИБДД, так и в суде. Доказательством невиновности водителя, который первым начал обгон, могут служить показания свидетелей и/или запись видеорегистратора», — поясняет Виктор Травин, президент Коллегии правовой защиты автовладельцев.

  • ГИБДД не будет возбуждать дела за наличие ряда лекарств в крови водителей
  • В МВД России поддержали возврат штрафов за среднюю скорость
  • Средняя скорость, повышение тарифов, быстрые дороги: что ждет водителей

Двойной обгон в ПДД: когда за него не наказывают

Согласно Правилам дорожного движения, обгон — это маневр, при котором водитель должен выехать на полосу встречного движения, обогнать впереди идущее транспортное средство, а затем вернуться на свою полосу. В некоторых ситуациях на дороге водителю может потребоваться выполнить двойной обгон. Иногда за этот маневр его могут наказать, а иногда он может сделать это на законных основаниях. Давайте разберемся.

iStockДвойной обгон, при котором водитель обгоняет автомобиль, уже выполняющий обгон, запрещен правилами. Согласно пункту 11.2 ПДД, обгон запрещен, если впереди идущее транспортное средство уже осуществляет обгон или объезд препятствия, либо подало сигнал поворота налево.

Нарушение этого правила наказывается штрафом в размере 5000 рублей или лишением водительского удостоверения на срок от 4 до 6 месяцев, согласно статье 12.15 КоАП РФ. За повторное нарушение водитель может лишиться прав на срок до года.

Иногда обстоятельства заставляют водителя совершить опасный двойной обгон. Например, если водитель начинает обгон по правилам, но перед ним неожиданно начинает обгон другой автомобиль.

В таком случае водитель, начавший обгон первым, попадает в опасную ситуацию: он не может тормозить, так как это создаст угрозу для машин позади, и вынужден завершить двойной обгон. Нарушителем, согласно пункту 11.2 ПДД, считается водитель, начавший обгон вторым.

Когда можно безопасно и законно выполнить двойной обгон? Для этого необходимо подать сигнал поворота налево, переместиться на встречную полосу, обогнать впередиидущие автомобили и вернуться на свою полосу. Такой маневр должен выполняться только после того, как водитель убедится в отсутствии препятствий и рисков для безопасности дорожного движения.

Важно также удостовериться, что встречная полоса свободна на достаточном расстоянии и на дороге нет знаков, запрещающих обгон. Завершать двойной обгон нужно корректно, не создавая помех для встречных и попутных автомобилей, а также безопасно «встраиваясь» обратно в поток.

Обгон «паровозиком», при котором несколько автомобилей обгоняют один за другим, не всегда разрешен. Причина в том, что при таком обгоне первый водитель не нарушает ПДД, а нарушение совершают те, кто следуют за ним. Их действия попадают под пункт 11.2 ПДД, который запрещает обгон, если впереди идущее транспортное средство уже производит обгон или объезжает препятствие.

Водителям разрешили обгонять паровозиком. Но почему так лучше не делать

Практика наказаний за двойной обгон вновь изменилась: Верховный суд разрешил двум автомобилям обгонять третий, следуя друг за другом. Ранее инспекторы часто наказывали второго водителя за нарушение правил обгона, ссылаясь на пункт 11.2 ПДД, который был сформулирован неоднозначно. Теперь объясним, как можно обгонять и почему этим правом не стоит злоупотреблять.

Советуем прочитать:  Возможно ли получить СНИЛС на ребенка через Госуслуги

Что такое обгон паровозиком

О таких случаях мы рассказывали неоднократно. На видео ниже видно, как владелец регистратора начал обгон, когда впереди другая машина уже обгоняла. Расстояние между ними было значительное, и они обгоняли разные транспортные средства. Тем не менее, инспекторы ДПС усмотрели нарушение пункта 11.2 ПДД, и водитель получил наказание по части 4 статьи 12.15 КоАП, предусматривающей штраф 5000 рублей или лишение прав на 4-6 месяцев.

Пункт 11.2 ПДД запрещает обгон, если впереди идущее транспортное средство уже обгоняет или объезжает препятствие. Это создавало двусмысленность: имеется ли в виду ситуация, когда обгоняют обгоняющего, либо же речь идет об обгоне друг за другом (паровозиком)?

Пункт 11.2 ПДД также запрещает обгон автомобиля, который включил сигнал поворота налево. Недопустимо выезжать на встречную полосу, если позади уже начался обгон. Этот же пункт обязывает удостовериться, что завершение маневра будет безопасным, позволяя водителю вернуться в свою полосу. Хотя последние требования ясны, практика двойного обгона оставалась нечеткой.

Изменения от Верховного суда

Автоюрист Лев Воропаев отмечает, что практика по таким делам изменялась многократно. До конца 2018 года Верховный суд рассматривал последовательный обгон как нарушение пункта 11.2 ПДД, даже если маневр выполнялся в разрешенной зоне.

— В 2019 году позиция изменилась, и маневр был разрешен. В мае 2025 года его снова запретили, но уже в июне 2025 года Верховный суд вновь изменил свою позицию. Окончательно двойной обгон был разрешен в ноябре 2025 года, — поясняет юрист. — Это решение включено в обзор Верховного суда, что гарантирует его неизменность в ближайшее время. Теперь эта позиция обязательна для всех нижестоящих судов, включая Седьмой кассационный суд общей юрисдикции. Это привнесло ясность в вопрос, и в случае наказания за двойной обгон можно обжаловать решение в вышестоящих судах.

Воропаев добавляет, что маневр все же может быть опасным, так как при последовательном обгоне ограничивается видимость встречной полосы. Кроме того, водитель ставит себя в зависимость от маневров машины впереди: например, её резкое торможение может привести к серьезной аварии.

Текущая позиция Верховного суда

Практика отмены решений нижестоящих судов уже сложилась. Например, мировой судья из Миасса лишил водителя BMW X3 прав на четыре месяца за последовательный обгон. Решение было подтверждено Седьмым кассационным судом общей юрисдикции, однако Верховный суд в сентябре 2025 года не согласился с этим решением.

— Запрещено обгонять транспортное средство, движущееся впереди, совершающее объезд или обгон, или подающее сигнал поворота налево. Речь идет только об одном транспортном средстве, которое в данный момент выполняет обгон или объезд препятствия, и именно его запрещается обгонять, — сказано в решении Верховного суда.

В решении есть ссылка на постановление Пленума Верховного суда Российской Федерации от 25 июня 2019 года № 20. Таким образом, последовательный обгон теперь формально разрешен, но следует учитывать высокую опасность такого маневра. Держите достаточную дистанцию до обгоняющего автомобиля, чтобы оставить себе пространство для торможения или маневра.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!:

Adblock
detector