Использование системы ответов учащихся для повышения успеваемости

Преимущества применения технологии «Система ответов учащихся». Эффективные способы использования СОУ: «обучение сверстников», «оценивание в процессе обучения», «осознанная практика.

Автор статьи — Карен Л. Махон, д-р пед. наук, педагог-психолог и исследователь, занимающаяся вопросами образования. Она консультирует компании, специализирующиеся на разработке образовательных технологий, по вопросам представления учебного материала и методам работы с цифровым контентом. Целью ее деятельности является создание методов представления учебного материала, обеспечивающих достижение значимых и измеримых результатов, а также оказание помощи детям и их учителям. Ведет блог на www.karenmahon.com.

Система ответов учащихся (далее – СОУ) – это технология, позволяющая учителю задавать вопросы классу, а ученикам – вводить свои ответы в устройство, которое мгновенно их собирает и обобщает для преподавателя. СОУ в той или иной форме всегда была частью образовательного процесса. Даже простое поднятие рук – это система ответов учащихся.

Автоматизированные СОУ используются с 60-х годов прошлого столетия. Изначально они применялись для регистрации реакции аудитории на пилотные выпуски телевизионных программ и фильмов. Один из первых случаев использования СОУ с применением технических устройств в образовании произошел в Университете Райса, где студенты в компьютерном классе отвечали на вопросы о том, насколько хорошо они понимают материалы лекции. Результаты были подсчитаны и представлены классу.

С тех пор технология стала более совершенной, и вместо проводного оборудования стали использоваться портативные и беспроводные устройства с программным обеспечением, облегчающим интеграцию процесса. С появлением более простых систем их применение распространилось на множество тематических областей в сфере образования, включая естественные науки, математику, языки и др.

Преимущества использования СОУ

Педагоги признают, что методы, позволяющие всем ученикам одновременно выбирать ответы, повышают шансы каждого учащегося на активное участие в учебном процессе, а ежедневное использование СОУ способствует увеличению посещаемости, особенно если участие в интерактивных упражнениях связано с поощрениями в виде оценок.

Советуем прочитать:  Временная регистрация в Москве для граждан РФ через МФЦ: пошаговая инструкция

Несмотря на то, что данные исследований использования СОУ на сегодняшний день не являются окончательными, существует два вероятных фактора, которые уже давно признаны важнейшими в педагогической литературе: расширение возможностей учащихся для представления ответов и роль обратной связи в учебном процессе.

Барнетт подчеркивает, что СОУ представляют собой “инструмент обеспечения интерактивности”. Внедрение различных стратегий, направленных на увеличение частоты активного участия учащихся, способствует улучшению их успеваемости. К таким стратегиям относятся общеклассное обучение сверстниками, компьютерное обучение, самообучение, использование карточек с ответами, групповые ответы, задания с ограниченным временем и конспектирование лекций под руководством учителя. Продуктивные результаты, достигаемые благодаря активному участию учащихся, позволяют предоставлять обратную связь не только им, но и учителям. Признание того, что обратная связь способна изменить поведение, существует в образовательной сфере уже многие годы и является общепризнанным фактом. Научные исследования, посвященные влиянию обратной связи на изменение поведения, публикуются уже около 40 лет и охватывают различные области, включая педагогическое поведение и успеваемость учащихся. Данные, полученные в результате увеличения активного участия учащихся, помогают учителям лучше понимать их проблемы и, следовательно, создавать возможности для адаптации учебных инструкций в соответствии с потребностями учеников.

СОУ могут применяться разными способами и с различными целями. Вместо того чтобы задаваться вопросом о пользе использования СОУ, следует выяснить, какие педагогические приемы СОУ могут предложить, активизировать или усилить, и какие результаты они могут дать. Применение СОУ в образовании оказывается наиболее эффективным, когда учителя следуют следующему совету: “СОУ можно использовать для включения отдельных вопросов в традиционные лекции, чтобы оценить понимание учащимися материала или предотвратить их отвлечение. Такое использование не раскрывает весь потенциал системы. Чтобы по-настоящему воспользоваться преимуществами СОУ, учитель должен пересмотреть всю свою учебную модель и роль времени урока, сделав СОУ неотъемлемой частью образовательного процесса”.

Советуем прочитать:  Получение пособия по уходу за внуком до 1,5 лет: работающая бабушка и правила подтверждения ухода

Эффективные методы использования СОУ

Метод “обучение сверстниками” Эрика Мазура предполагает регулярное включение вопросов с несколькими вариантами ответов в стратегические моменты уроков физики. Учащиеся должны выбрать ответ, поднимая руки, карточки или используя автоматизированные СОУ. Если большинство учащихся дает неправильный ответ, изучение нового материала приостанавливается для обсуждения проблемы между учениками и повторного тестирования. Эрик Мазур отмечает: “Процент учащихся, выбирающих правильный ответ после обсуждения, всегда увеличивается. Данные, полученные в моем классе и классах коллег по всему миру, показывают, что при использовании подхода, ориентированного на учащихся и интерактивное обучение, результаты улучшаются почти в три раза”.

Исследовательская группа по изучению физики при Университете штата Массачусетс (UMPERG) разработала аналогичный подход к использованию СОУ в классе в 1993 году. Этот метод, названный “Оценивание в целях обучения” (Assessing-to-Learn или A2L), предполагает явное промежуточное оценивание знаний и умений. Дюфрен и его соавторы утверждают, что этот подход “информирует учителей о мыслях учащихся; сообщает учащимся, что думают их одноклассники; помогает людям понять свои собственные мысли”. Как и метод “обучение сверстниками”, A2L включает циклы заданий, в которых учащиеся читают вопросы, обсуждают их в небольших группах, вводят ответы и анализируют результаты. В отличие от метода Эрика Мазура, который включает представление нового материала учителем, чередующееся с вопросами, цикл вопросов A2L является основным классным упражнением, а помощь учителя предоставляется только при необходимости.

Одним из наиболее увлекательных недавних исследований является изучение применения СОУ, проведенное в 2011 году в Университете Британской Колумбии. В исследовании сравнивались две группы студентов. На протяжении первых 11 недель курса начальный уровень оставался неизменным: как контрольная, так и экспериментальная группы слушали лекции опытного преподавателя; вопросы СОУ использовались для итоговой оценки, а за ответы начислялись бонусные баллы. На 12-й неделе обучение в контрольной группе оставалось на прежнем уровне, в то время как в экспериментальной группе учебный процесс был изменен. Преподавателем экспериментальной группы стал научный сотрудник с ученой степенью, использующий методы, основанные на учебных исследованиях. Согласно этим методам, называемым “осознанная практика”, студенты во время занятий отрабатывали рассуждения и приемы решения задач с точки зрения ученого-физика, постоянно поддерживая активный диалог с преподавателем. Внеурочное время было отведено для изучения ознакомительных материалов, что позволило перенести передачу фактических знаний за пределы класса. На занятиях студенты выполняли различные упражнения и задания, активно взаимодействуя с одногруппниками и преподавателем. Вопросы СОУ использовались для промежуточной оценки навыков на занятии, сопровождаясь обсуждением и решением проблем.

Советуем прочитать:  Выбор доставочной организации, осуществляющей доставку пенсий

В контрольной группе на протяжении этой недели эксперимента не было зафиксировано изменений в данных о посещаемости и вовлеченности студентов. В экспериментальной группе вовлеченность студентов выросла почти в два раза, а посещаемость увеличилась на 20%. Примечательно, что в экспериментальной группе интенсивность обучения была более чем вдвое выше по сравнению с контрольной группой, а величина эффекта, вызванного разницей между этими двумя группами, составила 2,5 стандартного отклонения. Следует подчеркнуть, что СОУ использовались в обеих группах, но методы их реализации кардинально отличались.

От редакции: О преимуществах автоматизированных систем ответов учащихся и рекомендации по использованию СОУ читайте в следующем номере нашего журнала.

Более подробную информацию о системе тестирования MimioVote можно найти на сайте mimioclass.ru/mimiovote.htm или по бесплатному телефону 8 (800) 5555-33-0.

Материал проверен экспертами Актион Образование

Материал проверен экспертами Актион Образование

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!:

Adblock
detector