Начнем с не самых радостных новостей. По предварительным оценкам Российского Союза Автостраховщиков (РСА), средняя стоимость запчастей к концу года в сравнении с сентябрем увеличится примерно на 9,8%. Это будет отражено в новых справочниках средней стоимости запчастей, материалов и нормо-часа работ, которые будут использоваться при расчете выплат по ОСАГО, начиная с 19 декабря.
Причин этому много: от ухода западных автопроизводителей с российского рынка, усложненной логистики, необходимости параллельного импорта до общего уровня инфляции.
Несмотря на это, страховое сообщество заявляет о намерении удерживать среднюю стоимость полиса ОСАГО на прежнем уровне. Как это возможно?
«Несмотря на изменение стоимости запасных частей, которое мы наблюдаем с весны 2022 года, с момента ухода западных автопроизводителей с российского рынка, страховщики делают все возможное, чтобы минимизировать возможные последствия для автомобилистов, — комментирует президент РСА Евгений Уфимцев. — Так, в октябре 2025 года средняя выплата по ОСАГО достигла нового рекорда и впервые превысила 100 тысяч рублей, составив 100 698 рублей. Это на 22,4% больше, чем средняя выплата по ОСАГО в январе этого года. При этом средняя премия по ОСАГО, то есть средний платеж, получаемый страховщиками от клиентов, остается на уровне начала года. Даже наблюдается небольшое снижение. Средняя премия в октябре 2025 года составила 7 901 рубль, что на 1,7% или на 134 рубля ниже по сравнению с январем 2025 года.
Это свидетельствует о хорошей конкуренции на рынке, а страховщики эффективно используют возможности индивидуального тарифа. Благодаря реформе ОСАГО, направленной на индивидуализацию тарифов, значительно возросла конкуренция страховых компаний за безаварийных, а значит, за безубыточных клиентов. Им стараются предложить максимально выгодные условия в рамках установленного Банком России тарифного коридора.
Кроме того, мы видим, что индивидуализация тарифов ОСАГО привела к тому, что многие люди меняют свой стиль вождения. Они стараются водить более аккуратно, поскольку у них есть экономический стимул не попадать в ДТП, чтобы не выросла стоимость полиса».
Лучше ездишь — меньше платишь
Напомним, что, согласно Федеральному закону «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств», каждый водитель на территории РФ должен оформлять полис ОСАГО.
Стоимость полиса значительно зависит от КБМ — коэффициента бонус-малус. Это показатель безаварийного вождения, рассчитываемый для каждого водителя на основе данных о страховых выплатах по ДТП, которые произошли по его вине. Он отражает риск наступления страхового события и влияет на стоимость полиса.
Страховое сообщество несколько лет назад приняло курс на индивидуализацию тарифов, чтобы безаварийные водители больше не переплачивали за своих «аварийных» соседей по дороге.
«Индивидуализация ОСАГО, когда тариф максимально персональный и учитывает особенности вождения, а не только аварийность, но и общую историю конкретного водителя, — считает координатор движения “Синие ведерки”, член общественного совета при ГУ МВД России по Москве Петр Шкуматов. — Тариф становится более соответствующим тому риску, который создает водитель на дороге.
В результате, подавляющее большинство водителей остаются в выигрыше. Те водители, которые водят неаккуратно, получают повышение тарифа, что вполне справедливо. Именно благодаря индивидуализации ОСАГО удается держать цены на минимальном уровне для тех, кто водит аккуратно и не попадает в аварии годами, а возможно, и десятилетиями. Такие водители, в том числе и я, не ощутили никакого повышения стоимости полисов. Более того, в этом году мой полис даже стал дешевле. Это отмечает, наверное, каждый, кто водит автомобиль аккуратно, без аварий и ответственно.
Опросы общественного мнения подтверждают это. Согласно социологическому исследованию «Изучение влияния реформы ОСАГО на автовладельцев», проведенному РОМИР в 2025 году, 77% респондентов поддерживают переход к индивидуальным тарифам ОСАГО. 75% водителей согласны с тем, что благодаря индивидуализации тарифы формируются по принципу справедливости.
Существование без полиса
«С другой стороны, для тех, кто водит неаккуратно и безответственно, повышенный тариф на ОСАГО является стимулом изменить свое поведение на дороге, чтобы создавать меньше проблем для участников движения и беречь себя, своих пассажиров и других людей», — продолжает Шкуматов.
По его мнению, механизм индивидуального тарифа способствует безопасности дорожного движения и благополучию ответственных водителей, создавая для них максимальные преимущества и предлагая минимальные тарифы. «Учитывая значительный рост цен на запчасти, многие водители это оценили. В целом, среди аккуратных водителей, которые редко или никогда не попадают в ДТП, отношение к ОСАГО улучшается с каждым годом, что подтверждают опросы», — подчеркнул П. Шкуматов.
Что касается тех, кто ездит без полиса ОСАГО, то 77% водителей относятся к ним отрицательно (по данным РОМИР). Поэтому 71% опрошенных поддерживают внедрение фотовидеофиксации для отслеживания и штрафования водителей без действующего полиса ОСАГО.